Албанское правительство намерено пересмотреть условия контракта на прокладку участка Трансадриатического газопровода (Trans Adriatic Pipeline — TAP), который пройдет по территории страны. Премьер-министр страны Эди Рама пояснил, что хотел бы привести договор в соответствие с теми преимуществами, которые получают от прокладки трубопровода соседи Албании.
Глава кабинета министров назвал TAP «одним из основных факторов экономического и социального развития Албании», поскольку этот газопровод принесет стране поистине «бесчисленные» прямые и косвенные выгоды. Вместе с тем Эди Рама считает, что даже при всем положительном воздействии TAP на экономику Албании, страна может рассчитывать и на большее.
Премьер-министр, по его словам, не видит никаких основания для того, чтобы Греция или другие страны-транзитеры пользовались большими преференциями, чем Албания. Консорциум TAP со своей стороны выразил готовность договориться об улучшении условий контракта, отметил Эди Рама.
Официальный пресс-представитель консорциума Лайза Дживерт подтвердила Natural Gas Europe, что с правительством Албании ведутся соответствующие переговоры, но отказалась раскрыть обсуждаемые детали.
На данный момент первая, подготовительная, фаза прокладки TAP на территории Албании завершена более чем на 50%. Полным ходом идет строительство подъездных путей и мостов. Как ожидается, этап подготовки будет завершен в текущем году.
Албанская часть газопровода — это 215 километров по суше и 37 километров по морскому дну в сторону итальянского побережья Адриатики. На данном участке будет уложено около 13 тыс труб большого диаметра, которые поставит немецкая компания Salzgitter Mannesmann International. Первые трубы прибыли в Албанию 5 апреля.
Трубопровод TAP длиной 871 километр является частью Южного газового коридора. Он должен пройти через Грецию, Албанию, Адриатическое море и Италию. Максимальная пропускная способность магистрали — 10 млрд кубометров в год.
Акционерами консорциума ТАР на данный момент являются британская BP (20%), азербайджанская ГНКАР (20%), итальянская Snam (20%), бельгийская Fluxys (19%), испанская Enagas (16%) и швейцарский энергетический холдинг Axpo (5%).
Построить всю транспортную систему, которая свяжет Шах-Дениз с Западной Европой и включает в себя также Трансанатолийский газопровод (TANAP), участники проекта «Южный газовый коридор» планируют к 2019 году.