Ни хроникой взаимоотношений тигра с козлом, ни репортажами из эпицентра стихийных бедствий, ни подробностями интимной жизни звезд, ни разоблачениями всемирных заговоров, ни даже захватывающей панорамой боевых действий уже нельзя отвлечь зрителя от главной темы дня, месяца, а скорее всего — и года.
Это единственная тема, отменяющая любые прочие темы — экономика.
Год начался обвалом на всех рынках — сырьевых или фондовых.
Глобальный кризис больше не является конспирологической страшилкой. Теперь это железобетонный факт, влияющий на поведение государств, правительств, политических партий, корпораций и банков, предпринимателей, армий, органов правопорядка, террористических групп и преступных кланов.
Прогноз на будущее? Ну вот, например, прогноз:
«Продавайте все, кроме высоконадёжных бумаг. Думайте о возврате капитала, а не о доходе. Для желающих выбраться из переполненного зала двери становятся тесными».
То есть эксперты соревнуются в пугающих цифрах. В Морган Стенли считают, что нефть упадет до 20 долларов, в Royal Bank of Scotland, что — до 16, в инвестбанке Стандарт Чартерд — до 10.
Цитата из публикации на сайте telegraph.co.uk:
«Учитывая то, что не наблюдается факторов, которые могли бы привести нефтяные рынки в равновесие, цены полностью зависят от колебаний на других рынках — в частности, валютных и фондовых».
Интересует ли нас, как переживает кризис остальной мир? С некоторых пор — во вторую или даже в десятую очередь. Да, мы зависим от сырьевого экспорта, и если у них не покупают, значит, мы не продаем — нефть, газ, сталь, медь, алюминий, титан, никель, зерно, удобрения.
Но даже когда у Обамы закроются все сланцевые месторождения, а в Англии, скажем, перестанут разливать виски, России-то легче не станет.
Кризис — это момент, когда все участники игры выкладывают карты на стол, и становится видно — у кого были козыри, кто блефовал, а кто — просто шулер.
Печкин: что у вас, средств нету, то есть денег не хватает?
Матроскин: средства у нас есть, у нас ума не хватает.
Зато у нас хватает сертифицированных экономистов. Их всегда в избытке можно обнаружить на гайдаровском форуме. Мероприятие загадочное, почти мистическое.
Люди, прямо причастные к разрушению российской экономики в 90-е, из года в год собираются в круг, чтобы за казенный счет произносить вслух всем известные колдовские мантры.
Инвестиционная привлекательность. Дерегулирование. Инфляционное таргетирование. Транспарентность. Правило одного окна. Качество жизни. На сей раз к ним добавилось долгосрочное стратегирование.
«В долгосрочной перспективе мы все умрем. Это о неполезности стратегии. Стратегия не помогает принимать текущие решения. И это — главный риск, мне кажется, во всяком стратегировании».
Ну то есть с долгосрочным стратегированием тоже не заладилось как-то. Видимо, нынешняя стратегия — правильная. Ни обсуждению, ни корректировке не подлежит. Все равно ведь все умрут в конце концов. Даже явившийся на форум американский посол не вечен.
Поэтому сосредоточились на дне сегодняшнем, то есть на тактике.
Звучали поистине блистательные предложения — приватизировать Сбербанк или ВТБ, Аэрофлот или Вертолеты России. Разумеется, наряду с 10% сокращением социальных расходов и рекомендациями предприятиям по оптимизации издержек — любят либералы это словосочетание. Само собой, под оптимизацией всегда подразумеваются увольнения.
Ни одному смутьяну или провокатору, предложившему бы поговорить о национализации и государственном планировании, об ограничении валютных спекуляций и кредитовании производства, да хотя бы о введении прогрессивной шкалы налогообложения! — в зал проникнуть так и не удалось.
Иными словами, набор гайдаровских рецептов остается прежним. Это и есть наши козыри в борьбе с кризисом.
— Земля — моя?
— Твоя.
— Хозяин — я?
— Ты.
— А ты налоги не платишь.
— Как же? Вот — за землю, за воду.
— А за снег?
— И за снег. На той неделе уплачено.
— Это под Новый год? Это за прошлогодний снег. А за этот?
Одна отрада: спасибо форуму, из небытия вернулся лучший министр финансов, временно прозябающий на должности декана факультета свободных искусств в одном из вузов. Это ему, кстати, принадлежит уже подзабытый термин — островок стабильности. Так называли нашу страну в году 2008. И вот теперь Алексей Кудрин от имени государства выступит на всемирном экономическом форуме в Давосе и, может быть, — если мы очень-очень попросим его — расскажет, как вернуться на этот самый растаявший в тумане островок.
Константин Сёмин
Источник: rubaltic.ru