Новая парадигма Лукашенко: Китай и США

Новая парадигма Лукашенко: Китай и США

Россия рискует утратить центральное место в белорусской политике. Но и Минск может вдруг обнаружить, что он уже не «ближайший союзник» Москвы.

Сложно сказать, что на самом деле думают в Москве относительно белорусской внешней политики, а вот американцы, наблюдая издалека, уже сделали выводы: в 2020 году Александр Лукашенко будет активно продвигать в своей стране интересы США и Китая. Во-первых, чтобы уравновесить давление со стороны Кремля; во-вторых, чтобы получить возможность играть на противоречиях трех крупнейших мировых держав — как все предыдущие годы он играл на противоречиях между РФ и Европой. Американское издание Foreign Policy пишет: чтобы удержать Путина в стороне от реального влияния на процессы внутри Белоруссии, Лукашенко приглашает к себе США и Китай, пытаясь играть в старую игру с новыми игроками.

«Александр Лукашенко, 65-летний авторитарный президент Беларуси, наращивает обороты геополитического рискованного трюка, который он проделывает с российским президентом Владимиром Путиным, приглашая Китай и США осуществлять влияние в его стране как способ упредить политический союз с Кремлем, — пишет Foreign Policy. — Ожидается, что после запланированного визита в Минск госсекретаря США Майка Помпео, который был отложен из-за обострения напряженности в Ираке, масштаб действий Лукашенко увеличится».

Действительно, в Минске сейчас активно обсуждается то, что Майк Помпео совершит отложенный визит в Белоруссию и Украину после форума в Давосе, который завершится 24 января. Александр Лукашенко очень любит рассуждать о том, что белорусская внешняя политика должна быть «многовекторной», то есть Россия нам, конечно, друг и брат, но разговаривать нужно со всеми, не зацикливаясь на интересах Москвы.

 

 

Отношения Белоруссии с США в 2019-м оттаивали. В сентябре Вашингтон и Минск объявили, что обменяются послами после 10-летнего перерыва. Понятно, что американцы готовы поддержать бывшую советскую республику не из любви к Лукашенко, а чтобы защитить свои интересы в Европе. Прежде всего в Польше и Украине, для первой из которых Белоруссия — естественный буфер между ней и РФ. Известно, что визит Помпео в Минск станет проработкой американо-белорусского саммита с участием президентов. Понятно, что встреча Трампа и Лукашенко станет уже не «камушком» в российский «огород», а увесистым «булыжником».

Также эксперты Foreign Policy указывают, что Белоруссия позиционирует себя как «бутылочное горлышко», ключевой узел на границе с ЕС для знаковой инфраструктурной инициативы китайского лидера Си Цзиньпина «Новый Шелковый путь». КНР становится все более активным покровителем Белоруссии, открыв ей кредитную линию в $15 млрд и предоставив оперативный кредит в размере $500 млн в прошлом месяце после того, как аналогичный заем Москвой не был выдан из-за разногласий по интеграции.

В отличие от Вашингтона, Пекин не требует от Белоруссии демократизации, а также передачи контроля над некоторыми госструктурами, как того желает Кремль. За последние годы китайскими деньгами в республике были профинансированы новые дороги, фабрики, роскошный отель в Минске, железнодорожное сообщение с Европой и огромный промышленный парк «Великий камень», который стал китайской оффшорной зоной.

Потери и уступки

Официальному Минску приходится пересматривать свою внешнеполитическую парадигму не только из-за давления со стороны России, но и из-за ряда собственных внешнеполитических неудач. Проще говоря, у Лукашенко — «облом» в отношениях с Европой. По сути, все «потепление» после 2014 г. свелось к снятию европейских санкций в 2016-м — как поощрению за проведенные без репрессий президентские выборы. Но далее европейцы требуют отмены смертной казни и возвращения гражданских свобод, а официальный Минск твердит, что не нужно соваться в наши внутренние дела, давайте лучше экономику развивать.

 

 

С Китаем тоже не все так просто: в 2019-м товарооборот между Минском и Пекином вырос на 40%, до $3,7 млрд, но с абсолютным перевесом в пользу КНР — Белоруссия продала Поднебесной товаров лишь на $570 млн. После чего появилась неофициальная информация о том, что белорусское правительство ведет переговоры о продаже китайцам обоих НПЗ. Якобы за госпакеты акций запросили $16 млрд. В переговорах будто бы принимает участие российский бизнесмен Михаил Гуцериев как совладелец Мозырского завода.

Конечно, вряд ли Лукашенко хочет отдать «фамильное серебро»: эти два завода фактически формируют треть белорусского ВВП. Но если договориться с Россией о беспошлинных поставках нефти все же не получится, то ему и в самом деле будет выгоднее их продать, а там — пусть китайцы с россиянами о нефти договариваются. Налоги и акцизы все равно ведь в белорусский бюджет пойдут.

Ответ России

Неожиданная отставка правительства РФ и смена политического курса означает, что Белоруссии придется выстраивать отношения с ближайшим союзником по-новому. «Для Беларуси новости из России значат, что Кремль уходит с головой во внутреннюю повестку. Целью же интеграционных танцев был не аншлюс, а в первую очередь — снижение издержек на все менее интересном активе (РБ). Теперь эта задача на белорусском направлении просто становится единственной. Игроков, которые будут топить за форсированное объединение любой ценой в России станет меньше, потому что ясно, что царю это для транзита власти в 2024-м не надо, — пишет в своем Телеграмм-канале белорусский политолог Артем Шрайбман. — Это будет жесткий бухгалтерский разговор. Москва превращается в коллективного Бабича. В отличие от ВВП Беларуси, ее независимость в этом варианте — под меньшей угрозой, чем если бы Кремль целенаправленно работал именно на ее подрыв. Теперь вариант с „окей, живем по-рыночному“ будет приемлемым для России».

 

 

Теперь российское руководство будет не «принуждать к интеграции», а создавать такие условия, чтобы рядовые белорусы сами хотели вхождения в состав РФ. Путин прямо сказал в послании: «Россия открыта для укрепления сотрудничества со всеми заинтересованными партнерами, мы никому не угрожаем и не стремимся навязывать свою волю».

Но при этом Россия не отказалась от амбиций стать центром притяжения для постсоветских республик. РФ обещает сделать социальный рывок: поддержка материнства и детства, семей, учителей, врачей и т. д. Ежемесячные выплаты детям до 7 лет, бесплатные вузы в регионах, погашение государством ипотеки, существенное увеличение зарплат бюджетникам и т. д. И все это на фоне реальной белорусской безработицы, снижения доходов населения, закрытия производств, вымирания села и тихого сворачивания льгот.

Не случайно же член комиссии по изменению Конституции России Богдан Безпалько внес предложение закрепить право присоединения областей Белоруссии и Украины к России. «Мне бы очень хотелось, чтобы право на ирреденту — воссоединение всего Русского мира — было закреплено не просто в законодательстве, но и в Конституции России. Тогда бы любой регион не только Украины, но и Беларуси имел бы возможность присоединения к России на основании этого положения Конституции, а не только положения о праве наций на самоопределение», — заявил он.

И вот, на этом фоне Лукашенко вновь начинает торговать белорусской лояльностью, только главные покупатели теперь не россияне, а китайцы с американцами. Первым нужна надежная логистическая площадка на границе с ЕС. Вторым — контролируемая буферная зона между Польшей и Россией, независимое государство, в котором влияние американцев достаточно велико. Ну а «начальнику Белоруссии» как раз и нужно, чтобы на ее территории пересекались интересы Китая, США и РФ. Ведь он лучше любого политика в мире умеет играть на подобных конфликтах, неизменно получая выгоду и укрепляя собственную власть.

Источник

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий