Сегодня: г.


Эксперты оценили реалистичность плана Орешкина по разгону экономики :: Экономика :: РБК

Экономика

Орешкин — РБК: «Пора идти от бюджетной консолидации к развитию»

«Если рост потребкредитования замедлится более радикально, чем до 10%, домохозяйства будут вынуждены сократить потребление, и эффект на экономический рост может быть негативным», — считает Орлова.

Логика Орешкина такова: допуская чрезмерный рост потребкредитования, ЦБ невольно сохраняет инфляционные риски, поэтому должен выше держать ключевую ставку. Из-за этого сдерживается ипотечное и корпоративное кредитование, инвестиций становится меньше. Спрос на труд снижается, динамика реальных доходов населения замедляется.

Повысить стимулы для инвестиций

По поручению президента доля инвестиций в основной капитал должна достичь 25% от ВВП к 2024 году. Однако по итогам 2018 года объем инвестиций увеличился лишь на 4,3%, а их доля к ВВП, наоборот, упала ниже уровня 2011 года, составив лишь 20,6%.

Стимулировать бизнес вкладывать деньги могут налоговые льготы и стабильные условия. По словам Орешкина, практически готова финальная версия законопроекта Минфина о соглашениях по защите капиталовложений. В инвестпроекты бизнес заманят стабилизационной оговоркой — гарантиями от неблагоприятного изменения законодательства, налоговых и тарифных условий. Также Минэкономразвития разработало законопроект для наведения порядка в многочисленных преференциальных режимах.

Политика

Медведев отправил нормативные акты СССР под «регуляторную гильотину»

Регионам будет разрешено снижать налог на прибыль для активно инвестирующих компаний. Но пока лишь 14 регионов ввели такой вычет, а воспользовались льготой лишь две компании Ханты-Мансийского автономного округа. Непопулярность механизма объяснима: регионы сразу теряют часть налоговых доходов с перспективой получить выгоду от инвестиций лишь через несколько лет, отметил Орешкин. Минэкономразвития обсуждает с Минфином возможность на первом этапе предоставлять регионам бюджетные кредиты и недорогие займы со стороны институтов развития на покрытие выпадающих доходов.

Также улучшить деловой климат, по мнению Орешкина, должны стабильные тарифы. Согласно принятому во втором чтении законопроекту ФАС, в 2023 году тарифы на электроэнергию будут устанавливать не менее чем на пять лет. Кроме того, если сейчас правила регулируют более 150 актов, что дает чиновникам возможность завышать тарифы, с принятием законопроекта все тарифы будут устанавливаться строго в рамках федеральных ограничений, а экономическую обоснованность высоких тарифов будет анализировать ФАС.

Обуздать силовиков

Параллельно необходима работа по снижению давления силовиков на бизнес, отмечает вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. «Правоохранительные органы не должны вмешиваться в хозяйственные споры.
Нужно внести поправки в Уголовный кодекс — декриминализировать экономические нарушения, убрать статью о незаконном предпринимательстве», — отметил Корочкин. Орешкин дал понять, что высоко оценивает значимость задачи по восстановлению доверия к правоохранителям, но о конкретных мерах не сказал, сославшись на то, что это не прерогатива Министерства экономического развития.

С другой стороны, рост инвестиций сдерживается дефицитом кадров и нехваткой профессионалов, подчеркнул Корочкин. «Кроме того, для роста экономики нужно стимулировать потребительскую активность, повышать покупательную способность населения, увеличить внутренний рынок потребления», — добавил он.

По словам Орешкина, в план включены меры по повышению экономической активности населения, снижению структурной безработицы в регионах. Помочь с дефицитом высококвалифицированных кадров должны меры, которые будут упрощать привлечение на работу квалифицированных иностранных работников.

Объединить госпрограммы с нацпроектами

Минэкономразвития предлагает изменить всю систему государственных и федеральных целевых программ, интегрировав их в национальные проекты. Госпрограммы не стали реальным инструментом и превратились в «болото», считает министр.

Пока некоторые региональные и муниципальные чиновники воспринимают нацпроекты как еще один инструмент дополнительного финансирования уже ранее запланированных мероприятий, но ситуация меняется, рассказал РБК директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков.

Политика

Правительство выбрало логотипы для нацпроектов

«При этом у госпрограмм и нацпроектов разный функционал. Если первые направлены на экономический прорыв, вторые охватывают более широкий круг вопросов, направленных в том числе на поддержку текущего состояния», — отметил Калмыков.

Интеграция привычных госпрограмм в нацпроекты повысит гибкость принятия решений и качество оценки результатов. «От политических заявлений нужно перейти к персональной ответственности за результаты конкретных министров и руководителей департаментов, региональных и муниципальных чиновников. Проектный подход, заложенный в нацпроектах, как раз к этому и ведет», — добавил Калмыков.

Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

 
Статья прочитана 26 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

info@glopages.ru