Экономисты предложили альтернативы показателю ВВП :: Экономика :: РБК

By admin May 31, 2018

Роль ВВП как главного показателя экономического развития подвергается пересмотру. Мир становится все более сложным, и ВВП не отражает эти изменения, поэтому нужны альтернативные показатели, утверждают эксперты Credit Suisse

Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

Главные претензии к ВВП

Долги, неравенство и низкая производительность подрывают традиционный бизнес-цикл, и в развитых странах новые категории восприятия благосостояния, такие как счастье и гибкость рынка труда, требуют иного подхода к оценке экономики, пишут эксперты Credit Suisse в докладе «Есть ли будущее у ВВП?» (документ есть у РБК). Наконец, должным образом пока еще не изучено влияние технологий на макроэкономическую статистику. Все это заставляет переосмыслить роль ВВП как ключевого показателя экономического развития.

Статистику, в частности, искажают цифровые технологии, отмечается в докладе. Например, производственной деятельностью, которая не учитывается при подсчете ВВП, занимаются домохозяйства. Они используют свои активы (помещения, машины или навыки) для получения дохода, а также занимаются производством цифровых товаров на дому (снимают видео и ведут блоги или же создают программное обеспечение и оказывают инновационные медицинские услуги).​ Часть проблем связана с трансграничной цифровой деятельностью: потребители все более активно пользуются зарубежными платформами.​

Кроме того, у ВВП множество изъянов как у показателя благосостояния, говорится в докладе. Он, например, не учитывает распределение благ. Целью экономической политики должно стать счастье, однако улучшение материальных стандартов жизни не делает людей счастливее. Включать в оценки социального благосостояния необходимо вопросы окружающей среды, социального воздействия и технологического процесса.

Идея о том, что ВВП не всегда корректно отражает благосостояние экономики, не нова, она существует многие десятилетия, сказал РБК директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский. «Раньше, например, слаборазвитые по всем своим показателям страны при наличии больших ресурсов полезных ископаемых обладали большим ВВП, — отметил эксперт. — Распределялся он крайне неравномерно — все равно страны оставались бедными».

Сейчас претензии к ВВП усилились в связи с цифровизацией, рассказал Дробышевский. Например, сервисы совместного пользования машинами, бронирования гостиниц заменяют целые сектора экономики, которые вносили вклад в ВВП.

«Зеленый» ВВП и настоящий прогресс

Один из альтернативных методов оценки благосостояния экономики — «зеленый» ВВП. Для его подсчета из традиционного ВВП вычитается стоимость экологических издержек. Например, сейчас при разливе нефти расходы, связанные с его устранением, учитываются в ВВП и таким образом способствуют экономическому росту. С другой стороны, признают аналитики, при применении «зеленого» ВВП возникают проблемы с достоверностью денежных оценок качества окружающей среды. Один из самых востребованных подходов к «зеленому» ВВП — устойчивый национальный доход (Sustainable National Income, SNI). Он показывает, на какую величину граждане должны увеличивать свой доход, чтобы сохранить текущий уровень благосостояния, а также учитывает степень деградации окружающей среды.

Еще одна перспективная альтернатива ВВП — индикатор подлинного прогресса (Genuine Progress Indicator, GPI). При расчете GPI учитываются те же потребительские данные, что и для ВВП. Затем они корректируются: из анализа ВВП «вычитаются» такие факторы, как неравенство доходов, издержки в результате роста преступности и ухудшения состояния окружающей среды. Взамен учитывается долгосрочный эффект от товаров длительного пользования и общественной инфраструктуры, а также эффект от волонтерской и домашней работы.

Преимущество GPI заключается в том, что он, как и ВВП, имеет денежное выражение. Таким образом, GPI может служить среднедушевым показателем экономического развития, с помощью которого можно сопоставлять ситуацию в различных странах и регионах.

Индексы — это скорее дополнение с такому агрегированному показателю, как ВВП, сказал РБК заведующий кафедрой прикладной макроэкономики НИУ ВШЭ Евгений Гавриленков: «Когда появляются новые отрасли, если их корректно включить в производственную часть, то существенных проблем быть не должно». В России методика расчета ВВП в среднем пересматривается каждые пять лет, напомнил он.

Накопления и развитие

Еще одна альтернатива ВВП — индикатор скорректированных чистых накоплений (Adjusted Net Savings, ANS), который выражен как процент от GPI. ANS представляет собой стандартный показатель расчета объема накоплений, из которого вычитаются расходы на потребление, стоимость, отражающая масштабы истощения природных ресурсов, ущерб от выбросов углерода, и прибавляются траты государства на образование. Отрицательный ANS означает истощение запасов капитала, положительный — увеличение богатства.

Фото: Комсомольская Правда / Global Look Press

ANS может использоваться на страновом, региональном и глобальном уровнях. Недостатки этого показателя заключаются в том, что он плохо отражает устойчивость экономики, поскольку позволяет компенсировать проблемы с природными ресурсами за счет производства и человеческого капитала. ANS используется Всемирным банком, ООН и ЕС.

Индекс человеческого развития (Human Development Index, HDI) — еще один интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. HDI содержит три ключевых элемента: «долгая и здоровая жизнь» (в первую очередь учитывающий продолжительность жизни), уровень знаний (в частности, продолжительность учебы в школе) и валовой национальный доход на душу населения.

В 2017 году Всемирный экономический форум (Давосский форум) разработал и индекс инклюзивного развития. По замыслу ВЭФ, он оценивает экономическое процветание в контексте роста, развития, инклюзивности и межпоколенческой справедливости. Индекс учитывает не только ВВП, но и еще 11 параметров, включая коэффициент Джини, показывающий степень расслоения общества, коэффициент демографической нагрузки на экономику и уровень государственного долга.

Инновации и счастье

Одна из самых известных альтернатив ВВП — индекс счастья, который возник еще в конце XVIII века. Для оценки национального счастья используются шесть факторов: ВВП на душу населения, масштабы социальной поддержки, ожидаемая продолжительность жизни, возможность граждан самостоятельно принимать жизненно важные решения, щедрость и доверие к бизнесу и властям. Ежегодный «Всемирный доклад о счастье» готовит ООН — по последним данным (за 2015–2017 год), Россия занимает в нем 59-е место. В тройке лидеров — Финляндия, Норвегия и Дания. США находятся на 18-м месте, Великобритания — на 19-м. На последней, 156-й позиции, располагается Бурунди.

Эксперты также применяют индексы, связанные с развитием технологий. Среди таких ключевых показателей — затраты на научные исследования и разработки (НИОКР) и число патентных заявок резидентов. Эти индексы помогают выявить страны, наиболее приспособленные для инновационного развития — на это указывает высокое соотношение затрат на НИОКР и ВВП, а также относительно большое число патентных заявок.

С распространением технологий, связанных с обработкой больших данных, стало понятно, что статистика при правильной настройке может собирать больше информации, чем та, которая учитывается в ВВП, сказал Дробышевский. Но, по его мнению, сейчас все альтернативные показатели довольно субъективные и ни один из них не может заменить ВВП как измеритель товаров и услуг, которые произведены и потреблены экономикой.​

Новые отрасли всегда охватываются статистиками с определенным опозданием, объяснил Гавриленков. В ближайшем будущем будет сложно заменить ВВП десятком каких-нибудь индексов, но показатель будет периодически корректироваться с учетом изменений в экономике, считает эксперт.

By admin

Related Post

Leave a Reply