РИА Новости, Артем Креминский
Удалось ли за три года купания в федеральных дотациях создать жемчужину?
Русская планета
Крым четвертый год подряд встречает летний сезон в составе РФ. Воссоединение полуострова с Россией — это действительно великое историческое событие, от которого никто, кроме Украины и Запада, не проиграл. Однако надежды, которые питали крымчане и россияне по поводу грядущего процветания полуострова, пока себя не оправдали..
Об этом неприятно говорить, но сезон 2014 года, вероятно, навсегда останется самым душевным и дешевым. В первые месяцы после присоединения при неважном «совковом» сервисе на прилавках Крыма можно было найти недорогие и качественные украинские продукты, пиво в ресторанах (тоже украинское) стоило от полсотни рублей, а бутылка прекрасной «Солнечной долины» или «Массандры» уходила за 150-200 рублей.
Крым любим не только за то, что он наш и всегда был нашим. Вдающийся в Черное море полуостров — это место, где нет сочинского пафоса и анапской базарности; место, куда ехали, чтобы найти по карману культурный и некультурный досуг достойного (в соответствие с уплаченными деньгами) качества. К сожалению, российский Крым не смог сохранить большую часть прелестей украинского периода, который мы вроде как должны не любить.
Каждый год глава Крыма Сергей Аксенов ожидает притока в 6 миллионов туристов. Однако для полуострова такая цифра, вероятно, пока что невыполнимая невыполнимая планка. В 2014 году число отдохнувших в Крыму российских и иностранных граждан составило 3,68 миллиона человек, в 2014-м — 4,6 миллиона, в 2016-м — 5,56 миллиона. Ежегодно приток туристов рос на 21% и, казалось бы, в 2017-м году цель будет достигнута, но…
Главную конкуренцию Крыму наверняка составит Турция, которую «открыли» осенью 2016 года. Цены в некогда враждебной стране не изменились, а в Крыму по сравнению с 2014 годом стоимость отдыха подскочила в 2-3 раза. Сейчас Турция ожидает увидеть в отелях от 2 до 5 миллионов россиян. Скорее всего, столько граждан РФ турецкий берег не посетит, но народная память о турецком all inclusive в период кризиса и спада ура-патриотизма явно не будет работать в пользу Крыма.
Слова и дело
С вводом автомобильной части моста через Керченский пролив (будет открыта в конце 2018 года) ситуация для Крыма должна заметно улучшиться. Но суть проблемы республики не в отсутствии нормального транспортного сообщения с материком, а в тотальной бесхозяйственности, которая продолжает там господствовать. Спустя три года после воссоединения власти полуострова успешно интегрировали украинскую безалаберность и коррупцию с сотнями миллиардов рублей из российского бюджета.
Согласно федеральной целевой программе «Социально–экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года», полуостров должен получить 681,2 миллиарда рублей (658,2 миллиарда — деньги налогоплательщиков).
Куда пойдут и пошли эти деньги? Модернизация инфраструктуры, развитие энергетики, поддержка бизнеса и сельского хозяйства. На 681,2 миллиарда рублей можно было создать небольшое государство и обеспечить его самым необходимым. Такие гигантские деньги не выделялись ни одному субъекту РФ (хотя регионы с 2015 года тонут в долгах из-за обязательств по майским указам).
Вот, что говорил Сергей Аксенов 6 сентября 2014 года на всекрымской конференции «О положении крымско-татарского народа на современном этапе в Крыму»: «Относительно мирная смена власти в Крыму породила в значительной части общества чувство радости и подъема. Мы не должны разочаровать людей досадными промахами и ошибками. Только эффективные действия в экономике и социальной политике, жесткий антикоррупционный контроль позволит Крыму стать процветающим субъектом Российской Федерации».
К таким заверениям можно только присоединиться, но слова расходятся с делом, и Аксенов спустя почти три года пытается хоть как-то залатать дыры, постоянно угрожая чиновникам, которые по всей видимости распиливают госсредства на создание процветающего Крыма.
«Как украинцам было довести такую жемчужину, как Крым, до состояния дотационного ступора, действительно непонятно», — сказал Аксенов в марте 2015 года. Но что же реально изменилось в 2017-м? Удалось ли за три года купания в федеральных дотациях создать жемчужину?
«Дурные деньги»
Последние месяцы в СМИ регулярно попадает информация о том, как глава Крыма разносит «чиновников» и нерадивых управленцев. Федеральные медиа создают Аксенову образ эдакого луча света и карающего меча в царстве коррупции. Однако такой имидж был актуален в 2014-2015 годах, когда Крым избавлялся от «украинского наследства». За три года всех «недобитков» и предателей можно было вычислить и вычистить.
«Убыточное предприятие и 300 тысяч зарплата? Это что такое? Совесть отсутствует там полностью?.. Ни одного убыточного ГУПа не будет. Или продать, или отдать в аренду», — возмутился 16 мая Аксенов высокими официальными зарплатами руководителей крымских государственных унитарных предприятий (ГУПов).
Статистика крымского Минфина свидетельствует, что 60 проанализированных ГУПов показали снижение доходности за первый квартал при росте расходов на 130%. По иронии судьбы серьезные убытки несут санаторно-курортные комплексы, принадлежащие Госсовету, республиканским министерствам и ведомствам. О чем это говорит? Либо о неумении крымских чиновников управлять госсобственностью, либо о выводе из ГУПов государственных денег, то есть о воровстве.
Проблему нечестных чиновников Аксенов предлагает решить достаточно простым способом: «За вранье, если гражданину пишут вранье заведомо, не разбираясь, надо в том числе наказывать… За это будет наказание, будут публиковать смешные ответы, чтобы люди понимали, какие администрации и какие ведомства как работают с обращениями граждан, чтобы граждане тоже им давали оценку. Это все на самотек пущено не будет».
Аксенов призывает установить максимально жесткий контроль во всех сферах госдеятельности. «Контроль по каждому обращению тотальный», — заявил 16 мая глава республики. Однако сложно понять, какой контроль нужен Крыму, если в курортных зонах местные органы власти не могут даже организовать уборку мусора.
13 мая Аксенов доложил в Facebook следующее: «Внепланово посетили прогулочную прибрежную зону в центре Керчи. К сожалению, территория оказалась замусорена и не ухожена. Учитывая, что Керчь в скором времени после открытия крымского моста будет представлять лицо Крыма, подобная ситуация не приемлема».
Проблема с мусором лишь вершина айсберга. 11 мая Аксенов поручил ГУП «Крымэнерго» перепроверить схему энергоснабжения Ялты. «Потери, которые я видел по справкам, от 37 до 90% по электроэнергии… Ситуация заслуживает тотального пересмотра. Строили громадные комплексы, и никто ни копейки в сети не вложил, заработали дурные деньги, а государство теперь обязано обеспечивать людей электроэнергией», — вновь негодует Аксенов.
«Съешь другого — насыть себя»
Ситуация для крымчан, да и всех россиян, для которых этот полуостров имеет огромное духовное значение, сложилась (будем честными) омерзительная. На Украину уже нельзя списать неэффективное распределение миллиардов рублей, спекуляции с землей и собственностью, повышение цен на продукты и отсутствие рабочих мест.
Такое ощущение, что с обретением важной военной базы, все остальные проблемы для нашего государства стали второстепенными, хотя полуостров и потерял стабильно плохую жизнь, которая была при его украинским бытии.
Проживающий в Севастополе писатель Платон Беседин, которого сложно упрекнуть в проукраинских настроениях, в своих заметках сетует на колоссальное имущественное расслоение, которое появилось с приходом в Крым (как бы выразился Аксенов) «дурных денег». Наиболее тягостное впечатление у Беседина оставила Ялта, которая активно застраивается особняками, но миллионы рублей, которые должны оседать в местном бюджете, жители города не ощущают.
«И среди этого не блеска — проблеска — несчастные, обнищавшие люди, которым живётся всё тяжелее. Люди обездоленные, брошенные, считающие копейки в магазинах. Бабушки, пытающиеся торговать тем, что осталось в доме, но сгоняемые с улиц полицией и кавказцами. Пьяные с разбитыми лицами, спящие на скамейках. Наркоманы, ошивающиеся на фоне трафаретных надписей «соль мед ЛСД». И грязь — чудовищная грязь, которая, кажется, пищит и шевелится крысами», — написал Беседин в статье для издания «Зеркало Крыма».
И в заключении: «Ялта оставляет не просто тягостное — убийственное впечатление. Она приговаривает всякую надежду на адекватное будущее, если вы, конечно, не свинорылый спекулянт и не дорого одетая баба. Чума застройки, изуродовавшая берег, горы, проникла и в сердца. Там тоже строятся новые здания — целей, смыслов, ценностей. И все они, несмотря на высоту прибрежных монстров, низменные и убогие. Съешь другого — насыть себя. И плевать, что будет после».