Колокольный звон несется по всей Руси великой. Тучи потревоженных галок взмывают в голубые небеса над золочеными куполами, что б лучше Господь замечал православных. С соседнего минарета доносится протяжный голос муэдзина, созывающий правоверных в мечеть на молитву. Одетая в шафрановые одежды группа танцующих под звуки бубнов кришнаитов бодро шествует мимо сверкающей стеклом и сталью свеженькой синагоги, куда к 7-40 спешат странные люди в старомодных черных одеждах. Девственно чистые и не обремененные тяжкими помыслами души пухнут от наслаждения всей этой благолепотой, в смиренном умилении созерцая, как крепнут духовные скрепы, на глазах растет возвышенность дум просветленного их усилиями и нерушимого в своем монолитном единстве российского народа. Вот только не у меня, бывшего работника культпросвета, определявшего его как просвет между культами.
В 20-30-е годы с комсомольским задором храмы взрывались или переделывались под рабочие клубы, изымались церковные ценности, а попы отправлялись на Соловки, то и вовсе в расход, Не было ничего личного по отношению к конкурентам, только бизнес. Стремясь поскорее покончить с наследием кровавого царизма, большевики пытались создать новую коммунистическую религию со всеми привычными простому народу атрибутами старой: крестными ходами-демонстрациями под хоругвями с портретами вождей, нетленными мощами святых мучеников у кремлевской стены, красными монахами-комиссарами, звездой вместо креста, политпроповедями на партсобраниях, стальным наместником вечно живого Бога, осененным кратким курсом Евангелия и Ветхим заветом исторической диалектики и научного материализма неразлучной парочки бородатых пророков.
После банкротства социалистического эксперимента возник идеологический вакуум, но свято место пусто не бывает и в начале 90х его начали энергично заполнять всевозможные экзотические секты с Запада и Востока от безобидных свидетелей Иеговы до террористов из Аум-Синрике. Разумеется, новая «демократическая» власть не могла выпустить из рук столь мощный инструмент сознанием населения и, быстро спохватившись, предоставила традиционным в нашей стране религиям открытую лицензию на монопольную и безакцизную торговлю опиумом для народа. А заодно и прочей отравой для тела и мозгов, что позволила владыкам духовного мира стремительно обрести несметные ценности реального мира. Пользуясь покровительством компетентных органов и божьим благословением, новые отцы Звездонии блеснули деловыми талантами к обоюдному материальному удовлетворению.
К сожалению, все эти служители и адепты культа, как правило, имеют мало общего с культурой, а потому крайне нетерпимы ко всему, что выходит за рамки утвержденных свыше замшелых канонов. Дело уже дошло до погромов на художественных выставках, обструкциях на театральных спектаклях, вмешательством в составление школьной программы по литературе и даже сожжением неугодных книг. И это все в нашем якобы отделенном от церкви светском государстве! Мало того, православное Рождество отмечается на госуровне с участием первых лиц страны. Хорошо хоть пока не Пасха и прочие многочисленные религиозные даты, хотя того же могут потребовать мусульмане с Курбан-Байрамом и Наврузом, иудеи с Пейсахом и Ханукой или хотя бы католики с протестантами, что бы наконец жить в одном ритме со всем миром. Стоило бы тогда быть последовательным, сделав выходным днем и пятницу. Нет, я не против последнего в особенности, но всему же есть предел!
Мало того, теперь, кроме школ и тюрем, церковь проникла еще и в армию. Теперь в каждой воинской части завелись полковые священники, но почему то лишь одной официально не являющейся государственной религии. А почему тогда не позволять военнослужащим мусульманам пять раз на дню не прерывать боевую подготовку и не расстилать коврики для намаза или не освобождать евреев от нарядов по субботам? Может быть, наши воины сильно укрепят обороноспособность страны, если пойдут в бой с именами Саваофа, Яхве, Иеговы, Аллаха, Перуна, Будды и Кришны одновременно? Да, значительную часть старой европейской культуры, литературы и изобразительного искусства не понять в полной мере без знания Ветхого Завета и Евангелия, но почему бы тогда не преподавать в школах столь же подробно шумерские, египетские, древнегреческие мифы, Тору, Веды, Коран и Махарабхату в придачу?
Глядя, как повсеместно воздвигаются за госсчет роскошные храмы Веры, я бы хотел верить, что рядом с ними так же процветают очаги культуры, театры и музеи, а сеятели доброго, разумного и вечного из библиотек и детских клубов имеют доходы, сравнимые с теми, которыми располагают служители многочисленных культов, паразитирующие на малограмотности, предрассудках и прочих человеческих слабостях, К религии обращаются в первую очередь люди легко внушаемые, слабые разумом, духом и телом, женщины, пенсионеры и бандиты, изрядно нагрешившие в жизни, получившие хорошо по кумполу и задумавшиеся под ее конец о спасении души. Они обретают утешение и прощение грехов за наличный расчет, но зачем тащить за собой в очаги невежества и мракобесия еще и невинных детей, вовлекая их с младенчества в непонятные, неприятные и ненужные им обряды?
Однако сейчас уже в любом мало-мальском городке легко можно найти свежеотстроенную церковь, но не детскую художественную школу, кинотеатр или выставочный зал. А ведь положение можно было бы легко исправить, если бы нашему государству требовалось бы творческие, инициативные и самостоятельно мыслящие граждане, а не стадо слепо верящих и послушных воле своих пастырей рабов божьих, не раздумывая, поддерживающих любой спущенный сверху бред, выдаваемый за глас Всевышнего. Стоит только перенаправить поток госдотаций с оболванивание населения в разумное русло, и начали бы возрождаться самодеятельные театры-студии и музыкальные коллективы, дворцы молодежного творчества, станции юных техников и натуралистов с бесплатными кружками и секциями, клубы по интересам для более зрелых филателистов и нумизматов, книголюбов и краеведов.
Крупнейшие отечественные музеи с мировым именем, раскрыли бы свои запасники, во много раз превышающие выставленный фонд и поделились бы им с передвижными выставками, которые начали бы колесить по городам и весям, приобщая к сокровищам изобразительного искусства неизбалованную этим глубинку. Каждый житель даже самого маленького городка, никогда не выбиравшийся далее своего райцентра, мог бы ожидать, что к ним привезут хотя бы на недельку рано или поздно картины подлинных мастеров прошлого. И уж тогда к каждому такому выставочному залу или клубу выстраивались бы очереди, сравнимые с теми, которые сейчас можно увидеть лишь в столицах, да и то не всегда. Ведь там в музеи ходят в основном приезжие, а не избалованные изобилием и многообразием выбора местные жители, которым уже давно известны экспонаты постоянных экспозиций.
Были бы распущены сидящие на дотациях и мизерных окладах огромные труппы академических театров с толпами вышедших в тираж засраков (заслуженных работников культуры), что дало бы дорогу на сцену молодым и свежим дарованиям, которые ныне уходят из профессии в силу невостребованности и малообеспеченности. Здания, оборудование и обслуживающий персонал были бы отданы под гастроли мобильных антреприз, несущих лучшие образцы театрального и музыкального жанров в места, где раньше не видели ничего лучше клонов «Ласкового мая». Ради такого зрелища даже самые забитые жены оторвали бы от диванов своих спивающихся под зомбоящиком супругов и вывели бы их в свет, заставив хотя бы на вечер вспомнить, что такое костюм, галстук и чищенная обувь. Они обеспечили бы аншлаги и сборы, которые ныне не снятся даже самым знаменитым и разрекламированным коллективам.
По телевидению вместо ментовско-бандитских сериалов и мыльных опер, унылого авторского говна победителей неизвестных фестивалей, идиотских лжемедицинских ток-шоу, юмористических и политических междусобойчиков с одними и теми же надоевшими мордами лица, снова стали бы показывать шедевры отечественного и зарубежного кино, документалистики и мультипликации, лучшие спектакли и мюзиклы прошлых лет, избранные концерты звезд мировой оперы и эстрады. Прекратилось бы ежедневное промывание мозгов псевдоаналитическими пятиминутками ненависти, исчезли бы мистики и экстрасенсы… В кинотеатрах мы бы смотрели действительно увлекательные, умные и смешные отечественные фильмы, а не только зарубежные блокбастеры, примитивно коммерческие высеры самодеятельных хохмачей и ура-патриотические ленты с мифическими героями и сюжетами.
Ничего, кроме отвращения и негодования, у здравомыслящих граждан не может вызывать развернутая вновь компания по реабилитации преступного тирана Сталина и возвеличиванию его не менее замаранных кровью верных приспешников Берии и Жукова, в угоду политконъюктуре в который раз переписывается отечественная история, искажаются и затираются в учебниках вскрытые честными исследователями факты и свидетельства их страшных злодеяний. Открыто поощряется воинствующий национализм, религиозная и культурная нетерпимость, разжигается вражда и агрессия по отношению к еще недавно братским народам, ведется неприкрытая пропаганда имперской великодержавности и возрождения милитаризма, выстраивается новый железный занавес, ограничиваются гражданские права и свободы, практически запрещены свободные демонстрации и уничтожены независимые СМИ.
Но Минкульту нужно выполнять спущенный сверху заказ на создание национальной идеи, новой мифологии и отвлечения быдла от насущных проблем современности. А для этого лучше всего подойдут хорошо прикормленные, увенчанные всевозможными наградами, все понимающие, всегда вьющиеся при власти и на все, как юные пионеры, готовые творцы иллюзий, с удовольствием попилящие все отпущенные деньги вместе с ответственными за это чиновниками. А потому нас будут вновь кормить бесконечными славословиями в адрес солнцеликого лидера, разоблачениями кровавых преступлений его незадачливых предшественников и немного о погоде. Чему ж удивляться, если в нашей стране издавно принято подменять настоящую культуру культами очередных властителей, за мудрость – гибкость позвоночника и мышления, а за достоинство считать умение лизать зад, доставая до гланд?
Надвигаются тяжелые, сумеречные времена, когда каждый будет озабочен лишь собственным выживанием, с подозрением и неприятием опасаясь даже своих друзей, родных и соседей, способных донести новой инквизиции или опричникам на даже скрытую нелояльность существующей власти. Просвет между культами стремительно закрывается мутным облаком ядовитой и лживой официозной пропаганды и религиозного дурмана. Противостоять их напору может лишь честная и бескомпромиссная всех сохранивших здравый смысл и собственное достоинство деятелей отечественной культуры, науки, образования – настоящей интеллигенции, которая всегда считалась истинной властительницей дум и душ русского народа. Для этого ей нужно обладать внутренней силой, интеллектом и убежденностью в правоте. И только тогда она может создать конструктивную альтернативу происходящим тревожным процессам, способную объединить все здоровые силы общества.