В Сирии проходят вторые с начала вооруженного конфликта парламентские выборы. Никто не сомневается в победе сил, лояльных президенту страны Башару Асаду. Это должно доказать не только Сирии, но и миру, что Асад сегодня незаменим. Впрочем, с этим не согласен никто, даже его ближайший союзник Россия. В перспективе Асаду не только придется уйти, но и согласиться на коренные изменения его политической системы.
Парламентские выборы пройдут в той части Сирии, которую контролирует официальный Дамаск. Юридически они не влияют на нынешний международный переговорный процесс в Женеве, который должен завершиться созданием правительства национального единства и договором между сирийской оппозицией и Дамаском. Однако для президента Сирии Башара Асада нынешние выборы — возможность продемонстрировать, что в стране до сих пор нет другой реальной силы, которая может контролировать политический процесс.
Вокруг этого в Женеве идут самые ожесточенные споры. США и их союзники не раз заявляли, что хотели бы сместить Асада. Россия и ее сторонники на переговорах парируют, что без действующего сирийского президента будет только хуже. Впрочем, даже Москва заявила, что в принципе не против ухода Асада, если его режим останется невредим.
Впервые о том, что президент Сирии перешел «красную черту» и должен уйти, президент США Барак Обама заявил еще в 2012 году. Заявление было сделано после того, как силы Асада, по сведениям американской стороны, применили химическое оружие против гражданского населения. Президент России Владимир Путин тогда предложил избавить Сирию от химического оружия и фактически спас Асада от вторжения США.
История смещения Асада даже легла в основу сюжета одного из эпизодов «Родины», популярного американского сериала о спецслужбах. В нем США находят преемника для Асада из числа близких ему генералов. Узнав об этом, советский агент внутри ЦРУ уничтожает самолет с преемником и его семьей.
Несмотря на то что экранные домыслы далеки от реальности, Белый дом по-прежнему не скрывает, что склоняется к смещению Асада с поста. Один из высокопоставленных российских дипломатов объяснил, что планы США заключаются в следующем: убрать от власти Асада и наиболее одиозные фигуры из его окружения, но сохранить при этом структуру управления армией и спецслужбами. Однако план этот проще объявить, чем исполнить.
Одиозные личности
«Я начал работать в посольстве СССР в Сирии незадолго до войны Судного дня, в 1973 году. Тогда было много работы. Несколько раз в Дамаск приезжал Громыко (Андрей Громыко в то время был главой советского МИДа. — «Газета.Ru»), приходилось много переводить, в том числе переговоры на высшем уровне», — вспоминает Вениамин Попов, бывший российский посол в арабских республиках и директор Центра партнерства цивилизаций МГИМО. В то время советские и сирийские дипломаты выработали эффективный способ держать связь: через начальника канцелярии президента Сирии по имени Мохаммад Даабуль, рассказывает собеседник «Газеты.Ru». Ему адресовались все важные вопросы, и он оперативно на них отвечал после консультаций с президентом.
«В 2015 году, когда я встречался с сирийскими дипломатами и пытался понять, как изменилась политическая система в Дамаске, я спросил у них: а кто сейчас начальник канцелярии? — продолжает Попов. — И каково же было мое удивление, когда мне ответили, что это все тот же Мохаммад Даабуль! Этот факт исчерпывающе демонстрирует, насколько монолитна система сирийской власти, которую создал отец нынешнего президента страны Хафез Асад».
Нынешний режим во главе с Башаром Асадом пережил два серьезных кризиса — в 2012 и 2015 годах. Четыре года назад, когда военный конфликт в Сирии захлестнул всю страну, от взрыва в центре Дамаска погиб генерал-майор Асеф Шаукат, шурин Башара Асада, занимавший посты замминистра обороны Сирии и начальника разведки. При том же взрыве погибли еще несколько высокопоставленных политиков и силовиков старшего поколения, которые возвысились еще при отце Башара, президенте Хафезе Асаде.
В том же году из Дамаска бежал бригадный генерал Манаф Тласс, который дружил с Башаром Асадом с юношества.
В прошлом году произошел еще один серьезный конфликт среди членов «ближайшего круга» Асадов. В мае 2015 года по обвинениям в попытке госпереворота был арестован Али Мамлюк, влиятельный директор Главного управления безопасности Сирии. Чуть ранее по приказу генерала Рафика Шехади был задержан и избит до смерти другой авторитетный силовик, глава Управления политической безопасности (контрразведки) Рустум Газали.
По данным местной прессы, Мамлюк был связан с убийством Газали, а сам конфликт в дамасских верхах отражал борьбу турецких и иранских спецслужб за влияние на ближний круг клана Асадов. Согласно этой версии, Мамлюк работал на Анкару и не мог допустить дальнейшего усиления влияния Тегерана, который и без того играет первую скрипку в Дамаске.
«За время, когда Башар Асад находился у власти, было допущено немало ошибок, — считает Попов. — Нужно было быстрее и глубже проводить реформы, допускать до власти больше политических сил. Тогда, вероятно, можно было бы избежать в том числе нынешнего вооруженного кризиса».
Тем не менее на сегодняшний день сирийский режим находится под таким давлением, что власти Башара Асада уже никто не угрожает, считает Попов. По его мнению, перетасовка в правящих верхах Сирии возможна, только если Башар Асад физически не сможет продолжать править. Без самого Асада между тем перспектива дамасской системы туманна.
Брат подстрахует
«Если с Башаром Асадом что-нибудь случится, то его место, вероятнее всего, займет его брат Махер Асад, — рассказал «Газете.Ru» дипломатический источник, близкий к сирийскому переговорному процессу. — Человек, который может прийти на смену действующему президенту и удержать действующую систему власти, должен быть алавитом, выходцем из вооруженных сил и максимально близким к семье Асад».
Махер отвечает всем этим требованиям. Младший сын предыдущего президента Сирии Хафеза Асада, он в 1994 году считался вероятным наследником своего отца. Тогда в автокатастрофе погиб старший сын Хафеза, Басиль, блестящий военный офицер, которым гордился отец и уважала армия. Сирия лишилась главного наследника на «престол», и Хафезу Асаду пришлось выбирать из двух других сыновей.
Махер, как и Басиль, выучился на военного и, как и брат, мечтал стать опорой сирийской власти. Однако когда погиб Басиль, Махеру было всего 16 лет, и Хафез Асад сделал ставку на среднего сына — Башара.
Тот же в 1990-е с трудом мог предположить, что его судьба окажется связана с судьбой всей Сирии, — он делал карьеру офтальмолога в Европе и даже взял псевдоним, чтобы никто не узнал о его связи с правящим кланом Сирии.
Сейчас Махер Асад считается главным силовиком страны и возглавляет Республиканскую гвардию Сирии. По свидетельствам наблюдателей, у Махера гораздо более взрывной характер, чем у его брата, и это не идет ему на пользу как политику. В 2011 году, когда против режима Асада поднялась волна народного гнева, местные соцсети облетело видео, на котором Махер Асад лично стрелял из автомата в направлении протестующих в Дамаске. Кроме того, существуют подозрения, которые в том числе высказывались на уровне ООН, что Махер связан с убийством бывшего ливанского премьера Рафика Харири, которое произошло в 2005 году.
На этих основаниях США и ЕС ввели против Махера санкции и сейчас точно не рассматривают его на роль человека, который может прийти на смену Башару Асаду в результате переговоров.
Другой анонимный источник, знакомый с сирийским политическим процессом, рассказал «Газете.Ru», что кандидатура Махера как наследника Башара Асада далека от идеала. «Сегодня очевидно, что в Сирии не осталось по-настоящему мощных политических фигур, которые могли бы зацементировать режим, — рассказал он. — В Египте после свержения президента Хосни Мубарака остался Абдель Фаттах ас-Сиси, который после небольшого периода политической неопределенности и стал президентом страны. В Сирии фигуры такого уровня все-таки нет».
Один из бывших отечественных дипломатов, хорошо знающих сирийскую элиту, отмечает, что во время чисток, проведенных внутри правящего класса, многие представители спецслужб, в том числе лояльные России, были выброшены из власти.
Единственным заметным представителем бывшей сирийской элиты, живущей в Москве, является экс-вице-премьер Сирии Кадри Джамиль. Однако в качестве серьезного игрока он не рассматривается.
Собеседник «Газеты.Ru» также добавил, что пока конкретные переговоры о фигурах, которые могут заменить Асада, не ведутся. «Не надо зацикливаться на Асаде, — рассказал он. — Надо иметь это в виду, но главное сейчас — сосредоточиться на создании переходного органа для управления Сирией».
Другой бывший дипломат, занимавший высокие должности в МИД РФ, с этим высказыванием согласен: «Сейчас делать это нецелесообразно — любой зондаж в условиях современного мира слишком будет известен другим сторонам».
В Москве придерживаются позиции, что уход Асада не должен быть предварительным условием для начала переговоров о создании новой власти в Сирии. По мнению источника, если бы Москва начала активно заниматься поисками замены Асаду, это стало бы яблоком раздора среди алавитов, конфессиональной группы, к которой относится клан Асадов.
Поиск компромиссной фигуры затруднен и по этноконфессиональным причинам. После ухода Асада любой другой алавит на посту президента вряд ли удержит под контролем сирийское большинство — суннитов, многие из которых входят сейчас в отряды вооруженной оппозиции.
Кроме того, новый сирийский лидер вряд ли сможет контролировать всю страну в ее прежних границах. Власть наследника Асада будет распространяться только на алавитский анклав. Сирийские курды уже объявили о создании Федерации Северной Сирии, фактически независимой от Дамаска. Большинство собеседников «Газеты.Ru» уверены, что в привычном виде Сирия уже существовать не будет.
Сюрприз из Сирии
Требование Белого дома сместить Асада связано с женевскими переговорами отнюдь не в первую очередь. Идеальный вариант для американской администрации, если Асад уйдет осенью, еще до согласования единых сирийских выборов в Женеве. Дело в том, что это станет хорошим предвыборным козырем в самих США и увеличит шансы на победу демократов и их главного фаворита Хиллари Клинтон, которая готова прийти на смену действующему президенту-демократу Бараку Обаме.
В американской политической культуре подобные вещи называют «октябрьским сюрпризом». Это резонансное общественно-политическое событие, которое существенно влияет на ход голосования. Как правило, Белый дом преподносит такие «сюрпризы» для электората за месяц до ноябрьского голосования.
Например, во время второй президентской кампании Джорджа Буша-младшего в октябре 2004 года США обнародовали видео «террориста номер один», главы запрещенной в России «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена. На видео он впервые взял на себя ответственность за теракт 11 сентября 2001 года. Считается, что эта запись стала одним из факторов, который способствовал переизбранию президента Буша на второй срок.
В Москве дают понять, что не хотят помогать американцам укреплять популярность Клинтон в предвыборный период с помощью Асада. При этом Кремль в отношении сирийского президента также придерживается прагматичного подхода. Это было особенно заметно после того, как Асад, ободренный военными успехами своих войск при поддержке российской авиации, в марте объявил о своем намерении воевать до тех пор, пока не вернет все сирийские территории. По мнению ряда экспертов, это заявление вызвало раздражение в Москве и ускорило принятие решения о сокращении отечественного военного присутствия в Сирии.
Так что уход Асада не пойдет на пользу никому из стран, заинтересованных в сирийском процессе, считают не только официальная Москва и ее союзники в Женеве, но и часть американского экспертного сообщества. «На этой неделе мы обсуждали идеи дальнейшего прогресса по Сирии с американскими экспертами из Фонда Картера. Они привезли довольно любопытные идеи, — рассказал «Газете.Ru» Вениамин Попов. — Например, теперь в Вашингтоне рассматривают вариант, что на время переходного периода нужно вообще отказаться от старой конституции Сирии, чтобы не вызывать ни у кого неприятных ассоциаций, и написать полностью новую, которая будет действовать только до создания правительства национального единства».
По словам Попова, который связан с женевским дипломатическим процессом и принимал участие в московских переговорах с сирийской оппозицией в прошлом году, американские дипломаты готовы рассмотреть вариант, при котором президент Сирии сохранит свой пост, но будет управлять страной параллельно с коллегиальным органом, созданным в результате женевских переговоров.
«Проблема в том, что в Женеве сейчас с Дамаском ведут переговоры большое число представителей сирийской оппозиции, которые долгое время жили в изгнании, например в Эр-Рияде или Турции. Многие из них потеряли связь с сирийскими реалиями, — считает Вениамин Попов. — А в самой Сирии после пяти лет конфликта большинство приходит к выводу, что в нынешних условиях приходится выбирать между плохим и очень плохим. Поэтому на данном этапе, даже если бы Башар Асад не стал подтасовывать результаты голосования, большинство все равно проголосовало бы за него». Впрочем, речь идет только о той территории, которую Асад в данный момент контролирует. Вне зависимости от результата выборов 13 апреля женевские переговоры будут учитывать реальное положение дел в Сирии, где до сих пор продолжаются боевые действия.
По мнению Елены Супониной, советника директора Российского института стратегических исследований, Дамаску нужно готовиться к «новой политической системе, которая предполагает уменьшение полномочий президента при расширении влияния парламента». При Асаде ход в парламент для любых реально оппозиционных партий закрыт. Готов ли президент Сирии оставаться у власти, наблюдая, как тают его полномочия, будет известно в августе. К этому времени переговорщики в Женеве должны обнародовать первый документ о будущем Сирии. Именно он и решит дальнейшую судьбу Башара Асада.