Поможем банкам, если хватит на еду

By admin Mar 1, 2016

Поможем банкам, если хватит на еду

Поможем банкам, если хватит на еду

Россияне начинают чуть более оптимистично оценивать свое финансовое будущее: в надежде, что хуже уже не будет

Фото: коллаж Дарья Шурупова/Banki.ru

ФОМ выяснил, что за последний месяц сократилась доля россиян, которые ожидают, что в ближайший год их материальное положение ухудшится. Теперь их количество близко не к трети, а к четверти населения. Тем не менее 41% опрошенных заявляют, что доходов им хватает только на еду. Банки.ру спросил у экспертов, как эти финансовые ожидания россиян повлияют на спрос банковских продуктов и услуг.

С надеждой на «хуже некуда»

Согласно опросу Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), россияне стали оптимистичнее относиться к своему материальному будущему. Так, по состоянию на конец февраля 2016 года сократилась не только доля россиян, которые считают свое материальное положение плохим (на 4 процентных пункта, до 28%), но и тех, кто полагает, что в ближайший год их материальное положение ухудшится (на 5 п. п., также до 28%). Сравнение шло с январем 2016 года.

В репрезентативном опросе участвовали 1,5 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет из 104 городских и сельских населенных пунктов 53 субъектов РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Хорошим свое материальное положение на текущий момент считают всего 9% опрошенных, а средним – 62%. Логично, что в Москве доля довольных своим положением наивысшая (13%), а в городах с населением менее 50 тыс. человек и поселках городского типа – наименьшая (6%). Примечательно при этом, что в селах доля довольных составляет 8%.

Начиная с января 2016 года, согласно данным исследования ФОМ, наблюдается планомерное снижение доли тех, кому хватает денег на одежду, но не на крупную бытовую технику (с 40% до 34%). Одновременно за этот же период выросла доля тех, кому не хватает денег даже на питание (с 11% до 13%), и тех, кому хватает денег на бытовую технику, но не на автомобиль (с 14% до 17%).

Эксперты отмечают, что у россиян сместился фокус: их уже не интересуют крупные покупки, так как они сосредоточены на товарах первой необходимости. Для многих техника и автомобили становятся роскошью.

Чем меньше населенный пункт, тем больше в нем доля тех, кому не хватает на еду (например, в селах это 17% опрошенных). Та же ситуация с теми, кому хватает на еду, но не одежду. А вот вариант «Денег на одежду хватает, на крупную бытовую технику – нет» чаще всего выбирали в городах с населением 50–250 тыс. человек (39%) и, на удивление, в Москве (38%), а также в городах с населением 250 тыс. – 1 млн человек (37%). О том, что не могут позволить себе автомобиль, больше всего говорят москвичи (почти треть опрошенных жителей столицы). При этом чаще всего хватает на автомобиль жителям городов-миллионников (об этом заявил каждый десятый из опрошенных в таких городах).

Эксперты связывают это с тем, что в столице жители предпочитают и привыкли покупать более дорогие машины.

С декабря падает доля людей, считающих, что их материальное положение ухудшилось за последние два-три месяца, – с 51% до 46%. Однако практически не изменилась доля тех, кто заметил улучшение своего финансового положения, – сейчас она составляет 6%. Ухудшение преимущественно замечают в городах с населением свыше миллиона человек (53% опрошенных), а улучшение – в селах (9%).

В целом опрошенные россияне настроены относительно позитивно: с начала года с 33% до 28% снизилась доля тех, кто ожидает ухудшения своего материального положения в ближайшие 12 месяцев, и увеличилась доля тех, кто прогнозирует улучшение, – с 15% до 17%. В целом же последний показатель растет с конца ноября прошлого года. На улучшение рассчитывают в основном москвичи (21% опрошенных жителей столицы), а на ухудшение – жители городов-миллионников (34%).

«Люди у нас далеко не глупые»

Банки.ру попросил экспертов прокомментировать, насколько потребительское поведение зависит от потребительских ожиданий и каких финансовых шагов ждать от сограждан в связи с их финансовыми ожиданиями.

«Невозможно долго находиться в состоянии пессимизма и ожидания худшего»

Наталья Павлунина, начальник управления розничных продуктов департамента розничного бизнеса Локо-Банка:

— Сложно увидеть в приведенных данных признаки оптимизма — 41% наших сограждан до сих пор сообщают, что доходов им в лучшем случае хватает на еду. Субъективная оценка своего положения клиентами, а также поведение клиентов нашего банка скорее свидетельствуют о том, что растет доля граждан, оправившихся от шока навалившихся экономических трудностей и начинающих прилагать усилия для поддержания своего финансового благополучия. Свою роль играют и психологические моменты – невозможно долго находиться в состоянии пессимизма и ожидания худшего. Рано или поздно приходит ощущение, что ситуация должна измениться. Спрос на банковские продукты и услуги, очевидно, напрямую зависит от экономического положения населения и его уверенности в завтрашнем дне. Чем увереннее чувствуют себя клиенты, тем активнее используют банковские продукты. Сейчас для удержания хороших клиентов банкам приходится работать в разы больше, чем раньше. Осознают этот факт и сами хорошие клиенты, чем активно пользуются во взаимоотношениях с банками. На поведение клиентов банка в целом влияет общая экономическая ситуация в стране.

«В «тучные» годы возникает дополнительный интерес к инвестициям, в «тощие» — к сохранению капитала»

Михаил Крылов, директор аналитического департамента ИК «Golden Hills КапиталЪ АМ»:

— Оценка перспектив экономики на 80% взаимосвязана с принятием решений в области личных финансов, которые определяют спрос на банковские услуги. Если повышается оптимизм, мы находимся на заре повышения потребления, по крайней мере в физическом выражении. Подобные движения в общественном мнении вызывают изменения в массовом поведении в экономике. Конечно, не у каждого россиянина есть возможность инвестировать деньги в долгосрочной перспективе, но люди у нас далеко не глупые. Если у кого потребительские расходы и превалируют не только над сбережениями, но и над доходами, так это обычно служащие офисов тех же банков. Таким обычно нужны кредиты. Именно их настроение сейчас крайне пессимистично, так как в большинстве крупных финансовых учреждений отмечают падение интереса к кредитованию. И именно эти люди, вероятно, будут брать на 40–50% меньше займов в течение следующего года.

Многие офисные работники, которые еще не подались в слесари, сварщики и плиточники, уже экономят не только на крупной бытовой технике, но и на одежде. Плохо это или хорошо, но в результате серьезно осложняется прирост банковского кредитования. Зато повышается интерес к услугам микрокредитования, к займам до зарплаты. Условия в этой области на данный момент таковы, что позволяют серьезно облегчить жизнь тем, кому не у кого занять, и, может быть, даже сменить модель поведения. Банк, как и инвестиционная компания доверительного управления, — это отношения сроком больше года, в которых услуги финансового учреждения остаются востребованы всегда. Открытым остается только вопрос о рентабельности и о линейке подобных услуг. В «тучные» годы возникает дополнительный интерес к инвестициям, в «тощие» — к сохранению капитала. В течение года вероятно появление новых депозитных услуг, связанных с вложениями в золото и серебро.

«Россияне просто адаптировались к изменившимся условиям»

Борис Липкин, председатель правления Риабанка:

— На мой взгляд, россияне просто адаптировались к изменившимся условиям, главное из которых — снижение реальных доходов, что подтверждает официальная статистика. Если раньше людей пугала неизвестность, связанная с санкциями, резким падением национальной валюты, снижением занятости, то по прошествии времени стало ясно, что обвального снижения уровня жизни в целом не произошло. Общаясь со своими клиентами, а это главным образом владельцы и менеджмент средних и малых предприятий, я бы не сказал, что у людей есть ощущение, что мы достигли дна и начинаем оттуда выкарабкиваться. Скорее, есть понимание, что политика оптимизации расходов, которую все без исключения проводили в последний год, дала свои результаты — большинству удалось выжить, но обороты упали в несколько раз, пока речь не идет даже о восстановлении докризисных показателей. Что уж говорить о росте.

Безусловно, общественные настроения влияют на модель потребления практически всех потребительских групп — все начинают экономить, стараются в первую очередь избавиться от долгов и не брать новые кредиты, чаще задаются вопросом, как эффективнее сохранить сбережения от инфляции.

У наименее обеспеченных людей увеличилась доля расходов на еду и ЖКХ. Соответственно, им не до одежды и прочих товаров народного потребления. Люди со средним уровнем доходов не столь сильно почувствовали рост цен на продукты, а «включенный» режим экономии помог им оставлять больше средств на более дорогие покупки, а точнее на сбережение. Об этом говорит и статистика по вкладам (их объем растет), и обороты торговли (они падают).

«Спрос на большинство банковских продуктов остается лимитированным»

Станислав Дужинский, аналитик Хоум Кредит Банка:

— Спрос на банковские продукты в основном определяется динамикой доходов населения. Корреляция между потребительскими ожиданиями и динамикой выдач новых кредитов не настолько выражена. То есть люди могут ожидать улучшения своего благосостояния, но одновременно проявлять естественную осторожность при получении новых кредитов.

В целом за 2015 год, по данным Росстата, сокращение реальных зарплат составило 9,5%. По предварительным оценкам, в этом году данный показатель может колебаться в пределах от минус 3% до минус 4%. Основное влияние на это окажет постепенное замедление инфляционного импульса от девальвации рубля и некоторый номинальный рост зарплат (около 5% по итогам года). В этих условиях спрос на большинство банковских продуктов остается лимитированным. Кроме того, на стороне предложения продолжают действовать ограничения – банки вынуждены очень тщательно отбирать новых заемщиков для поддержания качества своих активов. Интересным наблюдением в этой ситуации является переключение спроса населения на более доступные товарные категории (бытовая электроника, мобильные телефоны) и одновременный всплеск интереса к POS-кредитованию в соответствующих сегментах. С учетом всех этих факторов, в 2016 году можно ожидать некоторого улучшения динамики выдач новых кредитов, благодаря которому снижение темпов роста кредитных портфелей будет не настолько существенным, как в 2015 году. Но в то же время ограничения спроса продолжат оказывать свое влияние на этот рынок.

«Наши клиенты в основном не паникуют из-за кризиса»

Игорь Волков, президент финансового холдинга MFX Group:

— Финансовые рынки реагируют на кризис несколько иначе, чем, например, рынки продовольственных товаров. В кризис 2008 года обороты брокерских компаний возросли в разы, так же как выросли и клиентские базы. Этот кризис показал несколько иной результат — такого взрывного роста в нашем сегменте не произошло, но и оттока клиентов не случилось. Наши клиенты в основном не паникуют из-за кризиса, они ищут возможности, как на этом заработать. Общие же потребительские настроения в России действительно меняются. Благодаря снижению инфляционных ожиданий и относительно стабильному курсу рубля (несмотря на значительные колебания цен на нефть) люди перестали опасаться возможного ухудшения материального положения. Однако говорить о восстановлении уровня жизни в России пока преждевременно. Да и прогнозы и новости, которые приходится слышать, мало способствуют излишне позитивным ожиданиям. В 2016 году ожидается дальнейший спад реальных доходов населения — в пределах 3%, безработица вырастет как минимум до 6,5%. При этом в социально-экономической ситуации сейчас сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, растет бедность и доля тех людей, которым не хватает денег даже на товары первой необходимости (официальная бедность в стране превышает 16%). Однако, с другой стороны, увеличивается число тех, кто зарабатывает больше среднего. В результате увеличивается как доля тех, кто может приобрести товары длительного пользования, так и тех, кто не может купить себе даже еду.

Прямая взаимосвязь между потребительскими настроениями и спросом на кредиты и прочие банковские продукты существует: чем лучше потребительские настроения и активность в экономике, тем выше спрос на подобные услуги. Но есть и обратный эффект — когда люди ждут, что будет хуже, они начинают запасаться впрок, используя для этого различные финансовые инструменты, в том числе и банковские кредиты. Показательной была недавняя ситуация, когда возросло число кредитов на бытовую технику. Люди ожидали, что будет еще хуже, и отправились в магазины скупать то, что продавали по старым ценам, используя при этом заемные средства. Потребительский фокус действительно смещается. И очевидно, что в кризис хорошо заработают те, кто делает «товары и услуги» для бедных.

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru

Источник: Banki.ru

Источник

By admin

Related Post

Leave a Reply