Генеральная прокуратура России признала взносы за капремонт неконституционными. В Конституционный суд поступили отзывы от министерств и ведомств в связи с жалобами депутатов от КПРФ и «Справедливой России». В документе, представленном Генпрокуратурой, говорится, что «оспоренная норма не конкретизирует объемы и сроки распоряжения финансовыми ресурсами и не определяет порядок их возврата, что может создать условия, при которых собственники помещений не смогут распоряжаться деньгами, перечисленными на счет оператора, а это ведет к нарушению Конституции».
Многие россияне не идут в суд, а просто молчаливо игнорируют эти взносы. 27 января глава правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что 23% собственников жилья своевременно не платят средства в региональные фонды капитального ремонта. «Мы понимаем, что люди к этим деньгам относятся более трепетно, чем к абстрактным тратам из бюджета. Они хотят получить подтверждение, что взносы на капитальный ремонт не уйдут непонятно куда», — подчеркнул премьер-министр.
И действительно: куда уходят деньги? Насколько качественно проходят ремонтные работы? С этим разбирался корреспондент Федерального агентства новостей.
Сначала деньги, потом стулья
В 2012 году был принят закон, обязывающий собственников квартир самостоятельно оплачивать капитальный ремонт жилых домов. Схема проста: все платят в единый региональный фонд деньги, исходя из метража квартиры, а на собранные деньги будет осуществляться ремонт. Состояние домов разное, поэтому сначала из фонда выделяются средства на те дома, которые нуждаются в ремонте уже сейчас. Таким образом, жители новостроек платят за собственников хрущевок, а сами они получат ремонт лет через 30, когда и их дом обветшает. Ремонт осуществляет подрядчик.
На счетах фонда аккумулируются средства собственников жилья. На деньги, собранные фондом, начисляются проценты, которые тоже должны идти на ремонт домов. Функционирование же самого фонда — аренда офисов, зарплаты сотрудникам и прочее — оплачивается только из регионального бюджета.
Так на бумаге. А как на деле?
Снесем балкон за миллион
А на деле соблазн распорядиться по собственному усмотрению огромными деньгами фонда весьма велик. Не каждый может устоять. Не смог, например, справиться с соблазном директор Ханты-Мансийского фонда капитального ремонта Сергей Макаров. Во время его руководства в 2015 году на счет фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов поступило 1,16 миллиарда рублей, а потрачено на ремонт из них была лишь половина: 563 миллиона. При этом проценты были пущены на функционирование фонда и зарплаты сотрудникам. Лично Макаров получал, ни много ни мало, миллион рублей в месяц.
Да и сам ремонт зачастую оказывается не «капитальным». В Тольятти подрядчики в ходе работ заменили старые трубы на дешевые полипропиленовые и соединили их с еще пригодными железными. После «ремонта» пластиковые трубы прорвало, и три квартиры были затоплены нечистотами из канализации.
Жители дома на улице Соборной в Саратове также недовольны ремонтом. Строители не оборудовали здание системой снегозадержания. С дома сыплется штукатурка, а металлопрофиль намного тоньше заявленного в смете.
Доходит до абсурда. В поселке Мезенский Свердловской области в ходе капитального ремонта двухэтажного дома рабочие снесли…балкон! Один из балконов обвалился при падении балки с крыши, а второй строители снесли сами, до кучи. Теперь коммунальщики заверяют владельца квартиры Дмитрия Жиганова в том, что и не было никакого балкона. Выписка из техпаспорта убедить их не смогла. Ремонтники заявили, что снесли балконы «только ради безопасности жильцов».
Как хочу, так ворочу
Стоит отметить: региональные власти имеют полномочия распоряжаться деньгами фонда капремонта достаточно вольно. Этому способствуют принятые в конце 2015-го года поправки в законодательство.
Сажем, в начале февраля депутаты Свердловской областной думы спокойно рассуждают, куда отправить накопленные гражданами деньги. Их планируется перевести со счетов коммерческих банков на счет местного казначейства. Таким образом власти области планируют, видимо, залатать дыры в бюджете. Вполне возможно, это станет прецедентом, и вскоре расширить таким способом бюджет захотят и другие регионы.
По словам юриста бюро «Григорьев и партнеры» Никиты Федорова, заявленная в документах отделенность фонда капитального ремонта от государства оказывается фикцией: «По уставу, фонд — это некоммерческая организация. Но при этом учрежден он правительством Свердловской области, а совет фонда назначается губернатором. Таким образом, это полностью подотчетная ему структура. По факту это действующая исполнительная власть».
В связи с этим, по мнению Федорова, осуществить контроль над расходованием средств тоже окажется проблемой: «Контролировать это должен жилищный надзор. Но учитывая то, что они все вырастают из той же исполнительной власти, — получается, что они сами себя контролируют. Поставили лису кур сторожить».
«В сухом остатке можно сказать, что если наши отчисления в фонд, который учреждаются субъектом федерации, управляются и хранятся им же, то эти сборы являются квази-налогом. Просто еще одна форма изъятия средств у населения», — резюмирует юрист.
Герман Парло