В антикризисном плане правительства Белоруссии главными партнерами названы западные финансовые институты и КНР.
Минувший год для Белоруссии выдался непростым. Даже согласно официальным данным, ВВП республики по сравнению с 2014 годом снизился на 3.9 %, объем промышленного производства уменьшился на 6.6 %, а инфляция составила 12 % – такая же запланирована и на 2016-й. Продовольственные товары в Белоруссии подорожали за прошедший год на 11%, непродовольственные – на 11,5%, услуги – на 15,7%. Понятно, что эти неутешительные цифры связаны, прежде всего, с ситуацией в России, но власти Белоруссии, видимо, не хотят терпеливо ждать у моря погоды, решив, что надо «что-то делать».
Еще не успел закончиться январь, как совместным постановлением Совета министров и Национального банка республики был утвержден «Комплекс мер по решению задач социально-экономического развития и обеспечению макроэкономической сбалансированности».
Правда, некоторые специалисты заранее посчитали, что задача «дать отпор кризису» окажется непосильной для не самой мощной и стабильной белорусской экономики, однако многие аналитики после краткого знакомства с текстом отметили, что документ составлен экономически вполне грамотно. Авторы выделили действительно важные, ключевые моменты в развитии национальной экономики и предложили реальные пути решения первоочередных задач. Однако при этом обращают на себя внимание, как минимум, два момента, вызывающие вопросы.
Комплекс мер (в изложении ИА БЕЛТА) предлагает, в частности, ряд мероприятий в области «внешнеэкономической, интеграционной, инвестиционной, инновационной» деятельности. Поэтому логично было бы предположить, что значительная их часть должна была бы осуществляться в рамках Союзного государства России и Белоруссии, Евразийского экономического союза и прочих интеграционных структур, в создании которых Белоруссия принимала активное участие. Однако на деле все оказалось с точностью до наоборот. Основными «помощниками» Белоруссии в реализации плана в документе предельно ясно были названы Всемирная торговая организация, Всемирный банк и другие мировые финансовые институты.
В частности, в документе говорится о необходимости «продолжения переговорного процесса по вступлению Беларуси в ВТО». Комплексом мер предусмотрено «совершенствование института поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с международной практикой их поддержки и соответствующим проектом с Всемирным банком». Наконец, отдельно подчеркнута необходимость «организации работы по размещению акций отечественных акционерных обществ на мировых фондовых рынках».
Что же касается страны – главного экономического партнера в осуществлении антикризисных мер, то таковой недвусмысленно назван Китай. Приоритет делается на «реализации совместных инвестиционных проектов в рамках межрегионального китайско-белорусского сотрудничества для привлечения каждым из семи регионов не менее 100 миллионов долларов в год прямых китайских инвестиций».
Евразийский союз в опубликованном перечне планируемых мероприятий был упомянут всего один раз – в разделе, где обращалось внимание на необходимость «недопущения реализации продукции, не соответствующей требованиям технических нормативных правовых актов Беларуси и ЕАЭС».
Но самое удивительное заключается в том, что там же вообще не была упомянута Россия! Самый, якобы, близкий и надежный политико-экономический партнер Белоруссии словно ненароком «выпал» из поля зрения авторов концептуальной и фундаментальной программы выхода из кризиса. Неужели авторы плана предлагают обойтись без российской помощи, чтобы избежать возможных осложнений в отношениях с Западом? Впрочем, к ответу на этот вопрос мы еще вернемся.
Правитель сильный, но лукавый
Соответственно, ни единым словом не было упомянуто и Союзное государство России и Белоруссии. Словно его нет и никогда не было. Белорусский политический аналитик Николай Григорович полагает, что это не может являться случайным совпадением.
«Союзное государство России и Белоруссии давно превратилось в фикцию. Сегодня это чисто политическая, пропагандистская формулировка, призванная показать населению наших стран, что интеграционные процессы продолжаются, Белоруссия по-прежнему является ближайшим союзником России, и в перспективе можно рассчитывать на создание полноценного и «настоящего» единого государства. Но в эти сказки уже мало кто верит, – сказал Григорович «Росбалту». – На самом же деле Белоруссия давно отвернулась от России и строит свою политику в русле евроинтеграции с ориентацией на Запад и западные ценности. Только белорусское руководство делает это без лишнего шума, не кричит о своих намерениях на каждом углу. Похоже, здесь хорошо усвоили «уроки Майдана» и совершенно не хотят оказаться в роли «минских фашистов», как это произошло с их южными соседями».
Эксперт уверен в том, что задачей белорусского руководства сейчас является отвлечение внимания российских коллег на второстепенные процессы. Минск старается не злить лишний раз Москву, поскольку по-прежнему зависит от российских поставок, полагает Григорович. С другой стороны, в Минске стремятся продемонстрировать Западу свою «автономию» от Кремля и способность вести самостоятельную внешнюю политику.
В последнее время таких внешних проявлений самостоятельности становится все больше. Самым ярким примером стал в минувшем году демонстративный отказ Минска от размещения на территории Белоруссии российской авиабазы. Как полагает Николай Григорович, это может свидетельствовать о том, что Александр Лукашенко, будучи, безусловно, дальновидным и расчетливым политиком, пришел к выводу, что наступило «его время». Похоже, он почувствовал слабину в позиции Москвы, и считает, что из пучины кризиса сейчас лучше всего выбираться без сомнительной российской помощи.
Батька выберет «леденец» побольше
Впрочем, уже после того, как план выхода из кризиса увидел свет, сам Батька вновь назвал Россию «главным торговым партнером», заявил, что не видит необходимости «менять курс», что в очередной раз свидетельствует, по крайней мере, о его потрясающей «многовекторности».
Возвращаясь к «Комплексу мер», отметим его вторую особенность: в документе серьезный акцент делается на мероприятиях по повышению социальной защищенности граждан. Так, предполагается «введение безналичных жилищных субсидий для оплаты жилищно-коммунальных услуг». Безработицу планируется удержать «в пределах социально допустимого уровня», то есть, не более полутора – двух процентов от экономически активного населения, в том числе за счет создания новых рабочих мест.
Предусмотрено «совершенствование механизма предоставления государственной адресной социальной помощи» и установление размера месячной минимальной заработной платы и ее соотношения с минимальным потребительским бюджетом на одного члена семьи из четырех человек на уровне не менее 90 процентов. Кстати, прожиточный минимум с 1 февраля в Белоруссии устанавливается примерно в $75. Судите сами — много это или мало. В РФ он все же повыше, и даже после обесценивания рубля к доллару равняется примерно $120. Впрочем, есть мнение, что не только «в деньгах счастье».
По словам российского публициста Галины Светловой, многие ее белорусские друзья не без зависти говорят, что у россиян «с работой лучше и зарплаты выше». На это она им обычно отвечает, что многие россияне, наверное, согласились бы жить в «белорусских» условиях, когда дети могут самостоятельно идти из дома в школу, когда можно не переживать за их безопасность, когда насильников не отпускают из тюрем за хорошее поведение. Он убеждена, что многое из того хорошего, что существует в Белоруссии, воспринимается белорусами совершенно естественно и уже не замечается ими.
«Для меня, как, вероятно, и для большинства граждан России, которые приезжают в Беларусь, а бываем мы здесь частенько, прежде всего, важно конкретное присутствие жизненного комфорта. Оно настолько высоко в Беларуси, что, возвращаясь, живешь с этим изумительным ощущением до следующей поездки», – делится Галина Светлова своими впечатлениями с «Росбалтом».
Куда докатится Лукашенко?
Однако, вновь возвращаясь к собственно программе, говоря о возможности реализации комплекса мер правительства Белоруссии, отдельные эксперты настроены скептически. В частности, аналитик Николай Григорович считает «социально ориентированные» пункты плана откровенно популистскими.
«Вряд ли экономика страны сможет вынести бремя столь щедрых обещаний, – говорит Григорович. – Эти пункты программы рассчитаны на то, что обыватели вновь поверят в благие намерения руководства, мудрость и великодушие президента. Это на время отвлечет их от повседневных трудностей. Тем более, что по ряду позиций белорусам действительно сегодня живется легче, чем соседям-россиянам. Но данный факт не отменяет того, что нашей стране придется, видимо, по полной испытать все негативные последствия продолжающегося кризиса».
Николай Григорович подчеркнул при этом, что, на его взгляд, эти последствия можно действительно смягчить проведением самостоятельной и не столь унизительно зависимой от России экономической политики. Интеграционные процессы, безусловно, должны продолжаться, считает эксперт, но только с соблюдением национальных экономических и политических интересов самой Беларуси. Ей совершенно не интересно лишний раз попадать под санкции из-за капризов своенравного соседа. Белорусам невыгодна промежуточная позиция между западным «молотом» и российской «наковальней». Гораздо интереснее пользоваться выгоднейшим географическим положением, чтобы полноценно играть роль экономического, торгового и политического «перекрестка Европы».
И все же — означает ли отсутствие упоминания о России как главном партнере Белоруссии полную переориентацию Александра Лукашенко на Запад? Безусловно, нет, во всяком случае — пока. Это попросту невозможно, учитывая, что доля РФ во внешнеторговом балансе Беларуси по-прежнему составляет почти половину. И это несмотря на снижение в прошлом году на треть белорусского экспорта в РФ и на четверть – импорта в обратном направлении.
Да, Китай стал едва ли не единственным из крупных стран-партнеров (еще Великобритания), куда Белоруссия сумела увеличить экспорт своих товаров (уменьшив импорт), едва не доведя его до $900 млн. Но все же китайская доля в 5,4% в торговом обороте никоим волшебным образом не сможет за год, два или три увеличиться в разы, как и китайские инвестиции не будут измеряться в десятках миллиардов долларов. В общем, «чуда» на этом направлении все же не произойдет — в лучшем случае, определенные подвижки.
Так что «игнорирование» России в тексте документа может носить либо откровенно «провокационный» характер, дабы подтолкнуть Москву к очередным уступкам, либо «разгадка» еще более проста: возможно, ее «забыли» просто потому, что с ней как «главным партнером» и так все ясно. То есть в плане может быть обозначен поиск лишь неких новых, дополнительных путей, которые помогут республике в преодолении спада, в то время как все проторенные дорожки никто засыпать и разрушать вовсе не собирается.
Впрочем, кто это может знать точно? Александр Григорьевич Лукашенко, вроде бы избавившийся от титула «последнего диктатора Европы», менее загадочным и более предсказуемым от этого не стал.
Юрий Гладыш