Провал ЗСТ с ЕС для Украины становится очевидным

Провал ЗСТ с ЕС для Украины становится очевидным

Украина переживает тягостное и болезненное прозрение. ЗСТ с ЕС, вступившая в силу с 1 января нынешнего года (до этого действовал так называемый режим односторонних преференций), оказалась… обманом.  Бывший первый заместитель главы Администрации президента, действующий советник Петра Порошенко, основатель и владелец группы компаний «Мироновский хлебопродукт» (ТМ «Наша Ряба», «Дружба народов», «Бащинский», «Легко!» и др.) Юрий Косюк прямо заявил: «Никакого открытия рынков не произошло. Знаете, в колесах есть такой механизм, называется ниппель. В одну сторону пропускает, в другую ― нет. Вот примерно такая сейчас у нас ситуация с европейскими рынками… Это такая себе зона свободной торговли в одну сторону…»

Судя по всему, евроэйфория уже в прошлом. И во власти начинают понимать (еще раз процитирую господина Косюка), что «Европа защищает свой рынок! …а Украина проиграла!». Факты, которые он приводит, куда красноречивее громких слов и клятвенных заверений евроинтеграторов, пространно рассказывающих с высоких трибун о выгодах и преференциях ЗСТ с Евросоюзом. Итак, господин Косюк признал: для украинских аграриев установлены мизерные квоты и огромные ограничения. «Украина производит 1200000тонн куриного мяса в год. При этом Европа дала Украине беспошлинную квоту ― 16000 тонн. Ну, плюс к тому же можно ввезти без пошлины 20000 тонн целой замороженной курицы (которая абсолютно никому не нужна). На всё, что сверх этой квоты, пошлина больше 1000 евро за тонну».

Вот она, зона свободной торговли, в действии. Добавьте сюда еще требования ЕС сертифицировать продукцию — трудоемкий и крайне дорогостоящий процесс, который у сельхозпроизводителей занимает от двух до пяти лет. Ни у самих производителей, ни у государства на это нет денег. Год назад украинские фермеры заявляли, что не могут поставлять в страны ЕС говядину, пока не будут проведены исследования скота на губчатую энцефалопатию (по подсчетам экспертов, для обследования 350000 голов крупного рогатого скота ежегодно требуется 21 млн грн).

Производители сахара не могут даже выбрать квоты по этой позиции. «Наша техническая документация не полностью к ним адаптирована. Третий год из-за отсутствия бюджетного финансирования не работает Институт сахара, и некому сделать аттестацию предприятий на соответствие стандартам ЕС», ― заявлял председатель правления Национальной ассоциации сахаропроизводителей «Укрсахар» Николай Ярчук.

Парадокс от евроинтеграторов: с одной стороны, действуют жесткие квоты, с другой ― из-за несоответствия украинской продукции европейским стандартам товаропроизводители зачастую не могут выбрать даже эти существующие смехотворные квоты. Емкий и перспективный рынок ЕС, как и зона углубленной и всеобъемлющей свободной торговли (думаю, теперь многие оценили цинизм этого названия), оказались не более чем мифом, байками, которыми евролоббисты и евроинтеграторы щедро потчевали народ.

О том, что ЗСТ с ЕС обернется для Украины миллиардными убытками, я лично и представители «Украинского выбора» предупреждали украинцев еще три года назад, когда евроистерия по поводу подписания Соглашения об ассоциации только начиналась. К сожалению, к мнению экспертов, экономистов «Украинского выбора», не прислушались.

Мы провели более десяти международных конференций и круглых столов с представителями крупных предприятий, малого и среднего бизнеса, аграриями, где моделировали возможное развитие событий, анализировали проблемы и риски ЗСТ с ЕС. Мы приглашали на наши круглые столы экспертов и бизнесменов, в том числе и «прозревшего» только сейчас господина Косюка!

Уже тогда наши эксперты отмечали, что поддержка со стороны ЕС, которую так активно обещал Киеву Брюссель, будет сведена к сугубо формальной технической помощи: обучению в Украине и государствах ― членах ЕС украинских служащих органов государственной власти, обмену информацией и опытом, консультациям и методическим рекомендациям. Так и произошло. Никакой другой помощи, никакого дополнительного финансирования, никаких эксклюзивных торговых привилегий Киев не получил и, можно не сомневаться, не получит.

Впрочем, иначе и быть не могло. Учитывая асимметрию партнерства (низкую производительность труда и энергоэффективность отечественной экономики, запредельно низкий уровень инновационности производства в Украине), ничего другого мы ждать и не могли. Если же принять во внимание отсутствие секторальной поддержки украинских аграриев, а после недавних налоговых инициатив Кабмина еще и частичную отмену налоговых льгот для сельхозпроизводителей, то становится понятно: ЗСТ с ЕС окончательно добьет нашу экономику.

В результате евроинтеграционных реформ «емкий» 500-миллионный рынок ЕС для украинских товаропроизводителей останется недоступным. Украинские рынки (и это сегодня уже признают во власти) открыты только в одностороннем режиме: европейские товаропроизводители получают прибыль, украинские  терпят колоссальные убытки. Об экспорте продукции высокотехнологичного производства в Киеве уже даже не заикаются. Что же касается аграрного сектора, то вместо «прорыва» на рынки ЕС украинские сельхозпроизводители получили смехотворные квоты и жесткие требования по соответствию техрегламентам, сертификации, фитосанитарным нормам и пр. В результате Украина может поставлять в ЕС только сырье и товары с низкой добавленной стоимостью. Да и этих унизительных условий, за которые наша страна так дорого заплатила, от европейцев еще и не так просто добиться!

Источник: vybor.ua

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий