Если друг оказался вдруг: кто поддержал, а кто предал Россию

By admin Jan 18, 2016

Как гласит одна пословица: лучше явный враг, чем фальшивый друг. Жизнь показывает, что, и вправду, дружить мало, кто умеет. Особенно наглядно это демонстрируют политические реалии. Нелегкий период России под санкциями, как лакмусовая бумажка, выявил, кто есть друг, а кто есть враг.

1 Пророчили изоляцию

Для России прошедший год на внешней мировой арене начинался пессимистично. Мы учились жить под санкциями, которые в 2014 году Евросоюз, США и другие ввели в отношении нашей страны в связи с событиями на Украине и в Крыму. Зарубежные власти неоднократно расширяли и продлевали их. Западные СМИ прочили России полную международную изоляцию. Однако она не удалась. Друзья все-таки нашлись и достаточно неожиданные. Враги тоже определились, и тоже неожиданно.

2 Греция: ни слуху, ни духу

Уже в начале 2015 года, после победы в Греции партии “Сириза” во главе с Алексисом Ципрасом, дружба Греции с Россией оказалась под большим вопросом. После первых визитов нового главы греческого правительства в Москву, Ангела Меркель обвиняла его в неразборчивости и намекала, что карма Греции теперь непоправимо испорчена. Изначально Ципрас мучительно метался – дружить или не дружить? Его поездки в Россию были демонстративны: вроде и денег он не просил, да и повестка дня не выходила за рамки обсуждения инвестпроектов. Ходили разговоры, что Греция может выйти из Евросоюза и вспомнить о православном братстве, отказавшись поддерживать антироссийские санкции… Но все подобные домыслы сами собой сошли на нет после того, как МВФ заставил строптивого Ципраса отступить до приемлемых для должников границ. И с тех пор от «друга» Ципраса ни слуху, ни духу.

3 Турция: «удар в спину»

Мало сказать, что Турция неприятно удивила Россию – вонзила нож в спину. Российско-турецкая дружба, как казалось в начале года, должна была окрепнуть. Переговоры по строительству «Турецкого потока» поначалу шли довольно бодро, турецкий бизнес в Крыму с удовольствием занял нишу, освободившуюся после ухода украинских и европейских товаров, и ничто, казалось бы, не предвещало беды. Но она приключилась. Как известно, 24 ноября турецкий истребитель F-16 сбил российский фронтовой бомбардировщик Су-24, задействованный в антитеррористической операции в Сирии. Один из пилотов был казнен боевиками. Президент России Владимир Путин назвал гибель Су-24 «ударом в спину». После этого, две страны разорвали все отношения, несмотря на крупные инвестпроекты.

4 Иран: ценный союзник

Об Иране заговорили в связи с участием России в переговорах по Иранской ядерной программе (ИЯП). И первое время участие РФ в этих переговорах и заинтересованность в Иране воспринимались широкой общественностью с недоумением. Действительно, нефть и без того падает, а Россия способствует тому, что на рынок выйдет государство, которое быстро может стать крупным экспортером. Но очень скоро стало понятно, насколько Иран ценный союзник. И дело не только в многомиллионных оборонных контрактах или растущей взаимной заинтересованности в экспорте товаров и технологий. Иран – это важный стратегический союзник в Сирии, одна из немногих стран, которые с самого начала приветствовали операцию российских ВКС.

5 Франция: беда объединила

После терактов в Париже 13 ноября 2015 года (взрывы возле стадиона «Стад де Франс» в Сен-Дени, расстрел посетителей нескольких ресторанов, а также кровавая бойня в концертном зале «Батаклан») отношения России и Франции начали смягчаться. Две страны объединились в борьбе против террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в России). Президент Франции Франсуа Олланд теперь охотно высказывается в поддержку действий Москвы в Сирии. Правда, Франция достаточно долго «осознавала» губительность антироссийских санкций. Только в декабре 2015 года она выступили против продления санкций в отношении России. Член комиссии по иностранным делам Нацсобрания Франции Тьерри Мариани полагает, что вводить санкции против страны, у которой французы просят помощи в борьбе с террористами, нелогично.

6 Италия: приятно удивила

В декабре прошлого года, практически одновременно с Францией, премьер-министр Италии Маттео Ренци заявил, что санкции против России могут быть пересмотрены в ближайшие месяцы. «Понятное дело, что наша позиция аналогична позиции всего западного сообщества, но я думаю, что пакет санкций будет пересмотрен, не в ближайшие часы, конечно, но в ближайшие месяцы», – сказал Ренци. Кроме того, Италия ранее выступила за отмену автоматического продления антироссийских санкций.

7 Сербия: старый друг лучше новых двух

Сербия – относительно небольшая и небогатая страна, которая, тем не менее, весь год демонстрирует весьма принципиальную позицию по отношению к России. Несмотря на довольно активное давление со стороны Евросоюза и НАТО, сербы наотрез отказались присоединиться к санкциям против России. Со своей стороны, Россия поддержала их позицию по Косово в ООН и поддержала во время кризиса с мигрантами, когда те начали в угрожающих количествах скапливаться на границе Сербии с ЕС.

8 Израиль: не суди, да не судим будешь

Отказался присоединяться к антироссийским санкциям и Израиль. «У нас с Израилем ровные позитивные отношения. Израиль не хочет быть судьей в споре между Россией и Украиной. Между странами установлен безвизовый режим. Россияне составляют вторую по численности группу туристов, посещающих Израиль. Четверть населения страны – выходцы из России и СССР. Зачем израильским дипломатам открывать холодный фронт против России?» – размышляет востоковед Евгений Сатановский. Москва и Тель-Авив успешно взаимодействуют в борьбе с терроризмом. К тому же, по словам эксперта, израильского и российского лидеров связывают хорошие личные отношения, в то время как отношения между Бараком Обамой и Биньямином Нетаньяху «напоминают холодную войну».

9 Северная Корея: «дружить против кого-то»

Есть такое выражение «дружить против кого-то». Именно так дружит КНДР с Россией против США. По мнению научного сотрудника Корейского центра Института Дальнего Востока РАН Константина Асмолова, Пхеньян не стоит называть союзником России. «Отказ поддержать антироссийскую резолюцию на Генассамблее можно расценивать и как дружественный жест, и как антиамериканский выпад. В Москве это понимают», – считает эксперт. Кстати, одним из первых на приглашение Владимира Путина приехать в Москву на празднование 70-летия Великой Победы в 2015 году откликнулся именно северокорейский лидер Ким Чен Ын. В марте 2014 года Пхеньян поддержал Россию на голосовании в ООН, став одной из 11 стран, одобривших присоединение Крыма к России. В ответ на это Россия простила Северной Корее все долги: из 11 млрд долларов долга 10 были списаны.

10 Аргентина: с женским пониманием

Из всех латиноамериканских стран присоединение Крыма к России наиболее позитивно восприняли в Аргентине. Президент страны Кристина Фернандес де Киршнер обвинила страны, осуждающие референдум на полуострове, в применении двойных стандартов и высказалась против введения антироссийский санкций. Аргентинский лидер сравнила плебисцит в Крыму и ситуацию с Фолклендскими островами. Там по инициативе Лондона за несколько дней до крымского прошел референдум, на котором 99,8 % жителей островов высказались за то, чтобы остаться в составе Великобритании. «Если референдум проводит Крым, то это неправильно, но если это делают жители Мальвин, то все хорошо. Такая позиция не выдерживает никакой критики», – заявила Киршнер.

11 США: и не друг, и не враг, а так?

И, конечно, нельзя не упомянуть еще об одном старом, заклятом друге России, который в последние месяцы зачастил в гости. После длительного периода почти полного игнорирования Штатами российской стороны, в конце 2015 года, наконец, состоялась встреча Обамы и Путина, а визиты госсекретаря США и вовсе стали обычным делом. Что из всего этого выйдет – пока неизвестно.

 

Источник: novopol.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply