Начиная с ноября что-нибудь где-нибудь непременно случается. Где-то обильный снегопад парализует движение в городе, где-то прорыв трубы оставляет без тепла десятки домов, где-то метельный ураган на несколько суток лишает света целый поселок. Зимние происшествия однотипны и повторяются из года в год. Вот и опять.
Тверь: 13 января произошла крупная авария на тепломагистрали. Без тепла остались около 20 тысяч человек. По информации энергетиков, от отопления и горячей воды отключены почти 140 домов (большая часть – жилые), а также 2 школы и детский сад.
Новосибирск: 6 тысяч жителей проснулись 4 января в холодных квартирах, так как ночью прорвало теплотрассу на улице Дачной. Тепло потеряли 35 домов, а также гинекологическое отделение больницы, детский сад и медицинский колледж.
Город Владимир: накануне Нового года от горячей воды и отопления были внезапно отключены 667 жилых домов, 157 административных зданий, 26 образовательных организаций, 28 детских и 18 медицинских учреждений. Отключение было связано с ремонтом магистральных тепловых сетей.
Санкт-Петербург: в Выборгском районе лишились обогрева около 50 домов. Причина – плановые ремонтные работы.
Техническое обновление коммунальной сферы – об этом муниципальные власти пока могут только мечтать
Сезонные аварии считаются бедствием техногенного свойства. Примеряясь к происшествиям нынешней зимы, можно говорить именно об авариях, не о катастрофах. Есть природные катастрофы – наводнения, тайфуны, цунами, вулканические извержения, засухи, лесные пожары… Они происходят везде, и не существует универсального способа предотвратить их. Но есть бедствия рукотворные, причины которых глупость, небрежность, корысть – словом, “человеческий фактор”. Хотя, конечно, чрезвычайные ситуации у нас множатся не только от чьей-то халатности и воровства, влекущих сбои, поломки, разрушения. Имеются и обстоятельства, которые принято называть объективными. Изношенность коммунальной инфраструктуры в российских городах и поселках составляет в среднем от 53 до 65 процентов. Около 30 процентов основных фондов жилищно-коммунального хозяйства уже полностью выработали свой ресурс. Только на полное восстановление коммунальных котельных требуется более 120 миллиардов рублей, на замену ветхих сетей теплоснабжения – 180 миллиардов.
Обязанность обеспечивать нормальную работу инженерных систем возложена на органы местного самоуправления. Из их бюджетов должны финансироваться модернизация основных фондов, замена отслужившего свой век оборудования и т.п. Но скудость ресурсов превращает эту задачу в благое пожелание. Основные фонды небольших городов и поселков фактически не модернизируются. Темпы нарастания износа составляют 2-3 процента в год. Те же тепловые трассы изношены на 70 процентов. Техническое обновление коммунальной сферы – об этом муниципальные власти пока могут только мечтать.
Предложения “строже спрашивать” за подготовку к зименосят сезонный характер
Ликвидация последствий любого сезонного бедствия неизменно сопровождается поиском виноватых. Например, в эту зиму прокуратура Челябинска потребовала от мэра наказать чиновников за плохую уборку города от снега. Звучат и более радикальные предложения – увольнять самих мэров тех городов, где плохо убирают снег. “Уволить одного – и остальные сразу подтянутся, возьмут ситуацию на контроль” – так видит путь к расчистке улиц член Общественной палаты, председатель ее комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Игорь Шпектор. Эксперты, однако, считают, что, прежде чем увольнять мэров, стоит уточнить нормативы уборки снега. “Сейчас положено убирать последствия снегопада с улиц в течение четырех дней, – говорит председатель Союза жилищных организаций Константин Крохин. – При этом чистка до асфальта необязательна – допускается до 5-10 сантиметров снега и на проезжей части, и на тротуарах. Но весьма проблематично подсчитать, сколько снега было, сколько убрали, а сколько растаяло”.
Предложения “строже спрашивать” за подготовку к зиме, как и авральная озабоченность состоянием теплотрасс, носят сезонный характер. Обычно они раздаются либо с наступлением первых осенних холодов, либо когда от мороза уже где-нибудь лопнули трубы. Так, в октябре 2014 года в Госдуму был внесен законопроект о персональной ответственности чиновников за теплоснабжение. Документ лег под сукно, а с наступлением весны о нем вообще забыли. Оргвыводы в отношении губернаторов, заморозивших регион, делаются редко и почти никогда не бывают суровыми. В этом есть свой расчет, и он основан на понимании психологии масс. Сознание того, что существует человек, который ответит за тьму и холод в их квартирах, действует на граждан просветляюще и согревающе. Лишать их такого “энергоресурса” Москва не спешит. Главу региона лучше все-таки поберечь до того момента, когда давление в котле социального недовольства станет совсем угрожающим. Вот тогда и наступит время сорвать крышку, чтобы выпустить пар.
От поспешной замены глав замерзающих регионов Москву удерживает и отчетливое понимание, что после того как губернатор будет снят с занимаемой должности, энергетический кризис на вверенной ему территории вряд ли тотчас же будет преодолен. Да и потом… Если причина сбоев в энергоснабжении где-нибудь, не важно где, – низкий уровень политического руководства и “преступная халатность” лично губернатора, то почему в соседних регионах подчас не многим благополучнее? Почему и там гаснет свет, стынут в домах батареи?
Уволить можно кого угодно, но другая подготовка к зиме сейчас невозможна. Другая требует радикального обновления всего теплового хозяйства, изношенного дотла и ставшего постоянным источником сезонных происшествий – тех самых, когда в разгар холодов без тепла остаются тысячи людей, у которых какая погода на дворе, такая и в доме.
Источник: rg.ru