Кинематографу исполнилось 120 лет. За прошедшие годы этот вид искусства приобрел армию поклонников и отвоевал себе солидную нишу в современной культуре. Как и любое другое искусство, кинематограф заметно влияет на общество, но и оно не остается в долгу.
Такое положение дел естественно. Творец, каким бы абстрактным ни было его творчество, живет в обществе. И даже если он решится на добровольное затворничество, то это будет осознанный шаг, вызванный близким знакомством с окружающей действительностью. Таким образом, любое значимое произведение искусства не только ценно с эстетической точки зрения, но в той или иной мере отражает состояние общества, в котором живет творец.
Совсем недавно вышел на экраны седьмой эпизод саги «Звездные войны». Беспрецедентная рекламная кампания вряд ли оставила хоть какой-то шанс не узнать об этом фильме даже тем, кто предыдущих частей никогда не смотрел, да и на эту идти не собирался. Что уж говорить о фанатах серии. Фильм ждали.
Лента начала бить рекорды еще до выхода на экраны. Рекордный сбор на предварительной продаже билетов, рекорд первого дня, первого уик-энда, первой недели. За прошедшие десять дней фильм успел собрать более миллиарда долларов США и, по всей видимости, оправдал надежды своих создателей.
Рассуждать на тему сюжетных перипетий, качества съемок, красочности спецэффектов и актерской игры — гиблое дело. Сторонников и противников фильма не счесть, и каждый имеет свое мнение, заслуживающее право на существование. Но, коль скоро фильм в той или иной степени отражает настроения общества, мы можем воспользоваться заметной разницей во времени между появлением на свет первой и последней части саги и проследить, как менялось представление о «зле» в сознании западного общества.
Между выходом на экраны «Новой надежды» и «Пробуждением силы» лежит пропасть в 40 лет. Первый фильм снимался во времена холодной войны. Еще существовал Советский Союз, еще никто не слышал про цветные революции, госдолг США выглядел вполне подъемным, а в Европе жили в основном французы, немцы, англичане и прочие представители местных народов.
Происходящее в мире носило резко очерченный характер, разделение на «они» и «мы» было однозначным, не требующим дополнительного осмысления.
Такой взгляд на мир отразился и в первом фильме о вселенной «Звездных войн». Главные герои фильма «Новая надежда» сражались с однозначно злым героем Дартом Вейдером. Двухметрового роста человек, одетый во все черное; массивная броня, длинная мантия, зловещего вида шлем, тяжелое дыхание и грозный шипящий голос. Образ дополнял суровый имперский марш, сочиненный Джоном Уильямсом. Вейдер не оставлял зрителю шанса на сомнения.
Под стать главному злодею и государство, чьи интересы он представляет. Галактическая Империя, сковавшая волей императора тысячи звездных систем. Единство Империи обеспечивает мощный звездный флот, а недовольных можно испепелять целыми планетами благодаря «Звезде смерти» — оружию невиданной мощности.
Противостоять такому врагу — уже честь. А победить — слава великая.
Желающие легко найдут параллели между Империей и Советским Союзом — огромным государством с сильной армией, ядерными ракетами и пожизненным лидером во главе. И хотя, Джордж Лукас всячески открещивается от каких бы то ни было сравнений, других мыслей в разгар Холодной войны не возникало.
Минуло четыре десятилетия. Развалился Советский Союз. Мир успел побыть однополярным и уже вышел из этого состояния. Появились новые вызовы. Выросло и уже успело обзавестись собственными детьми поколение, не заставшее прежний миропорядок. Поменялись взгляды на устройство общества, изменились культурные ценности.
Произошли изменения и во вселенной «Звездных войн». Канула в прошлое Галактическая Империя. Но равновесной смены ей не появилось. Первый Орден — не государство в чистом виде. Это организация. Хунта, возникшая на осколках Империи, которая терроризирует часть галактики.
Сильно изменился и главный злодей. Нынешний главгад юн и тщедушен. Он не обладает отточенными боевыми навыками, хотя и успел нахвататься по верхам. У него нет солидного опыта командования, отсутствует авторитет среди сослуживцев и подчиненных. Неуравновешен, склонен к эпатажному проявлению гнева.
Кроме того, Кайло Рен является сыном положительных героев, а соответственно, в любой момент может быть объявлен блудным, прощен и принят обратно на сторону добра и справедливости. Будучи формально главным злодеем, этот персонаж не может до конца определиться, на чьей он стороне, и убийство отца для него скорее вымученное, чем единственно верное действие. Выражаясь современным языком: «#онжедеть».
Какая может быть честь в противостоянии такому «злу»? А победа над ним и вовсе невозможна. Причем эту мысль до нас доносит положительная героиня, мнение которой нельзя не принимать во внимание.
Последний фильм о вселенной «Звездных войн» демонстрирует, что в массовом сознании западных обывателей зло аморфно, неизбывно и неабсолютно. Соответственно и борьба с ним имеет ограниченный смысл, а при некоторых условиях возможно вообще переквалифицирование зла в умеренное добро, которое хоть и может совершать ошибки, но уничтожению не подлежит.
Аналог такого «зла» в современном мире легко найти. Есть одно квазигосударство на Ближнем Востоке, с которым Соединенные Штаты как бы борются уже не первый год. Нынешний лидер мирового кинопроката подводит идеологическую базу под бессмысленность этого противостояния и проталкивает возможность прощения и примирения с противником.
Вот только фильм запоздал. ВКС России наглядно продемонстрировали, что со злом можно бороться и достигать при этом значительных успехов. А это значит, что сценаристам следующей части «Звездных войн» придется попотеть. С октября 2015 года мир успел поменяться, теперь сценарные заготовки придется переделывать. Ведь старую концепцию зритель может уже не оценить.
Источник: cont.ws