Недавнее интервью премьер-министра России Дмитрия Медведева пяти центральным телеканалам вполне ожидаемо в значительной мере было посвящено социально-экономическим вопросам. Формально премьер успешно парировал все беспокойства журналистов по поводу ухудшения жизни россиян. Согласно обрисованной им картине, всё далеко не так плохо, как утверждают пессимистически настроенные комментаторы. Падение экономики удалось приостановить, индексация пенсий продолжится, государство не отказалось ни от одного социального обязательства. На первый взгляд, всё замечательно, однако если присмотреться к статистике, становится ясно, что премьер многое недоговаривает.
СПАД ПРИОСТАНОВИЛСЯ
Дмитрий Анатольевич заявляет, что на данный момент падение ВВП приостановилось. В то же время согласно последним данным Росстата ВВП России сократился в октябре на 3,6%, а на протяжении двух предшествовавших месяцев он падал на 3,5% (рис. 1).
Рис. 1. Прирост ВВП России
Откуда же тогда информация о приостановке производственного спада? Дело в том, что одновременно с текущей статистикой по ВВП Минэкономразвития проводит расчёт прироста ВВП с исключением сезонного и календарного факторов. Согласно этой статистике с июля в России наблюдается незначительный прирост ВВП (рис. 2).
Рис. 2. Прирост ВВП России с исключением сезонного и календарного фактора
Сезонное и календарное сглаживание несёт в себе определённый смысл, однако это не отменяет того факта, что по окончании года в реальном выражении ВВП упадёт по оценкам всё того же МЭР на 3,7–3,8%. Получается, что спад ВВП есть, а для премьера его вроде как и нет.
Росстат дал цифры по 10 месяцам 2015 года к 10 мес. 2014 г.:
— ВВП минус 3,75%;
— реальная заработная плата минус 9,3%;
— индекс промышленного производства минус 3,3%;
— внешнеторговый оборот минус 34,3%;
— в т. ч. импорт минус 38,%;
— инвестиции в основной капитал минус 5,7%;
— безработица 7%;
— обрабатывающие производства минус 5,3%;
— производство транспортных средств и оборудования минус 13,7%;
— доля убыточных предприятий всего 30,3%;
Забавной была фраза премьера о том, что он «вчера посмотрел цифры». Дай бог почаще таких интервью — может чаще будут с цифрами премьера знакомить. Еще бы и те, что правду отражают цифры давали. Или выбирали. Как уж у них там получается.
ПЕНСИИ ПРОИНДЕКСИРУЮТ
Премьер с гордостью отмечает тот факт, что пенсии в 2015 году были проиндексированы на полную величину инфляции. Однако он не упомянул о том, что уже в следующем году индексация будет произведена не в полном объёме. Первый этап индексации произойдёт 1 февраля на 4% при том, что инфляция по прогнозам правительства составит не менее 6,4%. И это только для неработающих пенсионеров. Реально инфляция будет в 1,5–2 раза выше. Второй этап будет проводиться в зависимости от экономической ситуации. Но может и вовсе не произойти. В любом случае даже если по итогам второй индексации пенсии будут увеличены на размер инфляции, пенсионеры всё равно потеряют часть причитающихся им доходов, так как первое полугодие будут получать сократившиеся в реальном выражении пенсии. На 333 руб. номинальной добавки к пенсии реальная потеря будет 961 рубль. Вот такой подарок пенсионерам. Вдобавок Медведев не сказал, что с 1 января 2016 года индексация пенсий работающих пенсионеров отменяется.
СОЦИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ
Премьер отмечает, что на протяжении последних 15 лет в России наблюдался опережающий рост социальных расходов, и даже в условиях кризиса правительство не отказалось ни от одного социального обязательства. Бюджет образования, по словам Медведева, оказался практически неизменен, а бюджет здравоохранения на следующий год вырастет. Относительно того, что социальные расходы на протяжении последнего времени выросли, премьер прав. Расходы консолидированного бюджета на образование и здравоохранение действительно выросли к 2014 году по сравнению с 2000 годом как в абсолютном (рис. 3), так и в относительном виде (рис. 4–5).
Рис. 3. Расходы на образование и здравоохранение консолидированного бюджета в ценах 2008 года
Рис. 4. Доля расходов консолидированного бюджета на образование и здравоохранение от ВВП
Рис. 5. Доля расходов на образование и здравоохранение от консолидированного бюджета
Однако премьер почему-то достаточно странно оценивает ту ситуацию, которая сложилась в социальной сфере на данный момент. Он рассматривает бюджетные социальные расходы в номинальном выражении, то есть без учёта инфляции. Если не брать во внимание рост цен, объём финансирования образования и здравоохранения действительно почти не изменился. Однако при пересчёте этих показателей в реальном выражении складывается совсем другая картина. Согласно существующим бюджетным планам общие расходы бюджетной системы на здравоохранение опустятся в 2016 году в реальном выражении на 20% относительно уровня 2012 года, а расходы на образование — на 14%. Даже если доля социальных расходов от бюджета или от ВВП в период рецессии не меняется, ввиду снижения самого ВВП их объём также падает.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ
Дмитрий Медведев подчёркивает, что продолжительность жизни россиян за последние 15 лет существенно выросла. В частности, у женщин она достигла 76 лет. Это, безусловно, достижение. Однако самая последняя демографическая статистика выглядит менее радужно. В 2015 году смертность выросла с 13,1 до 13,2 на 1000 человек, а рождаемость упала с 13,4 до 13,3. Естественный прирост упал с 0,3 до 0,1 на 1000 человек. Выросла и смертность в больницах — печальный результат реформы здравоохранения. По уровню смертности на 1000 жителей Россия по-прежнему опережает европейские страны в 1,5–2 раза. Естественный прирост на страну с населением в 146 млн. в 2015 г. составил 6 тыс. чел. А в 2014 году был 27 тыс. чел.
ВЫВОД
Прослеживается явный трюк. Говорить только наиболее приятные и оптимистичные факты и обходить стороной негативные тенденции. В принципе всё естественно. Какая власть любит во всеуслышание заявлять о своих неудачах? Однако это полбеды. Политик, умело выкручивающийся из сложных публичных ситуаций и умеющий парировать неприятные вопросы журналистов, по крайней мере, имеет представление об истинном положении вещей. Гораздо хуже, когда у политика в голове формируется виртуальная реальность. Это возможно в том случае, если обслуживающие его советники и помощники целенаправленно искажают его восприятие действительности, направляя ему заранее подправленную и скорректированную в определённом ключе информацию. И в случае с Медведевым это, вероятно, имеет место.
Так же как и с президентом Путиным, на приём к которому неделями не могут попасть собственные советники, не относящиеся к кругу «правильных» с точки зрения апологетов либерализма. Информация фильтруется ещё на подходе. Мало того, что сама либеральная парадигма управления страной порочна и ведёт страну к катастрофе, правительство не способно продвинуться к достижению даже тех целей, которые само ставит в рамках этой парадигмы. И это неудивительно — трудно управлять эффективно, живя в королевстве кривых зеркал. Хотя может быть оно и к лучшему. Будь правительство более эффективным — оно бы уже давно довело страну до геополитического распада.
Андрей Дёгтев
Источник: rusrand.ru