Госдума приняла закон, которым отменяет индексацию пенсий для работающих пенсионеров, а также проиндексировала пенсии остальных на 4% в 2016 году при том, что в бюджет 2016 заложена годовая инфляция в 6%, которые, естественно, не будут выдержаны.
Сегодня же Путин подписал закон о бюджете на 16 год, в котором социальные расходы прямо урезаны на 100 млрд рублей по сравнению с предыдущим годом.
И в том, и другом случае это означает фактическое снижение социальных расходов. Как всегда, власть, обещая лечь костьми за сохранение социальной стабильности, снова солгала. Прежняя модель взаимоотношений власти и общества «Безопасность и социальная защищенность в обмен на тотальную лояльность» нарушается во всех компонентах именно властных обещаний. Теперь лично первое лицо кошмарит население страхами об ужасном Исламском государстве, которое мы сдерживаем на дальних подступах, в противном случае будем вынуждены воевать с ним уже здесь. Ощущение безопасности отброшено за ненадобностью, а сейчас и вторая составляющая обязательств государства летит в тартарары. Правительство ко всему прочему вплотную подбирается к повышению пенсионного возраста, и нет ни малейших сомнений, что единственным сдерживающим мотивом остаются разве что выборы следующего года.
Кстати, учитывая именно выборность 16 года, сокращение соцрасходов говорит о катастрофическом положении дел в экономике — деваться некуда, приходится рисковать. Причем рисковать по отношению к самой лояльной социальной группе — пенсионерам и бюджетникам. Видимо, есть определенная надежда на всесилие телевизора, и скорее всего, 16 год будет отмечен новым небывалым накалом вранья на всех кнопках — деваться-то некуда, нужно компенсировать. Создаются все условия для того, чтобы прикрывать внутренние проблемы внешними конфликтами. Процесс уже идет, и идет успешно.
Возможно, одной из причин сирийской авантюры может являться создание такого вот отвлекающего маневра, тем более, что 3 млрд долларов в год прямых расходов на неё, хотя и сопоставимы с суммой сокращения социальных расходов, но являются сущим пустяком на фоне других провалов вроде невозвратных кредитов Украине или фантастических по своему безумию провальных проектов госкорпораций — там счет идет на совершенно неприличные суммы.
Кроме того, падение цен на нефть, очевидно, будет продолжаться и далее — безудержный оптимизм насчет 35 долларов за баррель выглядит неоправданным уже сейчас — помощник президента Белоусов сообщил сегодня, что нужно готовиться к затяжному периоду низких цен, то есть, слова самого Путина весной этого года, что через два года с ценами все будет тип-топ, можно списывать за бесполезностью. Как и большинство других — ответственности за свои слова власть никогда не несла, к чему эти церемонии сейчас? Никакой другой замены единственному нашему монотовару нет и не предвидится, ресурсов на реформы нет, остатки резервных средств будут предметом драки кланов, а не развития.
Логично в таком случае, что власти готовы идти на разрыв всех прежних общественных договоров: как управлять электоратом, они примерно представляют, а тех, кто будет выбиваться из общего стада, скорее всего будут прессовать тем или иным способом. Собственно, ничего другого не остается — альтернативой является добровольный уход всей (или большинства) номенклатуры, как провалившей всё и вся, но этот сценарий еще менее правдоподобен, чем прилет марсиан.
P.S. Довольно симптоматично получилось: «Взгляд» опубликовал данные ВЦИОМ, что впервые за долгие годы вопросы мира попали в перечень наиболее значимых для населения. Страх становится определяющим трендом.
Власть добилась того, что лозунг «Лишь бы не было войны» снова стал актуальным — под такой вывеской можно вытворять внутри страны много чего. Возможно, для этого и создаются в режиме нон-стоп внешние угрозы и враги — чтобы было на кого списать собственную беспомощность и бездарность в будничных вопросах нормального строительства.
Анатолий Несмиян
Источник: rusrand.ru