Распятые на Украине дети и рабы для киевских солдат, воюющих на Донбассе. Тысячи подобных российских новостей вот уже полтора года старается опровергать проект StopFake. Его основатель Евгений Федченко в интервью порталу iDNES.cz рассказал, как работает пропаганда в 21 веке, и как она влияет на работу журналистов.
IDNES.CZ: Вы уже давно занимаетесь проверкой правдивости новостей, касающихся ситуации на Украине. Каков порядок вашей работы?
Евгений Федченко: Процесс подтверждения новостей во многом зависит от того, что за тип пропаганды перед нами. Проще всего проверить пропагандистские фотографии. Их может проверить почти любой с помощью интернет-инструментов. Инструкцию можно найти на нашем сайте.
Намного сложнее работать с текстовыми пропагандистскими новостями, потому что очень редко они основаны на одном только вымысле. В них чаще комбинируется часть правдивой информации, полуправда и чистая пропаганда. Например, бывает заголовок, который совершенно не соответствует содержанию статьи. Или есть ссылка на вторичные источники, которые не существуют. В этих сообщениях мы сосредотачиваемся на деталях, стараемся их проверить в других СМИ или на официальных веб-сайтах организаций. Однако чаще всего мы сталкиваемся с материалами, которые не слишком изощренные.
— Изменилась ли российская и украинская пропаганда после Майдана?
— Год назад о пропаганде еще спорили: существует ли она вообще в условиях украинского кризиса. Сегодня же мы можем отмечать, прослеживать вплоть до источника, анализировать основные темы, которых она касается, следить, как она меняется, и как она связана с военными устремлениями Кремля.
Намного более прозрачной стала и структура пропаганды. Она не является, как многие утверждают, лишь продуктом плохой журналистской работы. Дело не только в журналистах — пропаганду инициирует и оплачивает правительство.
— То есть можно сказать, что журналистика страдает от последствий пропаганды?
— Конечно. Пропаганда опасна как раз тем, что убивает журналистику. Ведь люди часто путают пропаганду с серьезной журналистской работой. Со всех сторон на них обрушивается пропаганда, и люди просто не знают, чему верить. Они перестают проявлять интерес ко многим вопросам. И в этом российская пропаганда очень успешна.
Нынешнюю ситуацию в журналистском секторе в России я сравниваю с ситуацией в Советском Союзе. Тогда журналисты были очень скептичны и циничны в отношении советской системе правления. Поэтому вся советская пропаганда выглядела слегка странной. Люди знали, что информация в прессе зачастую не имеет ничего общего с реальностью. Они не верили пропаганде
— А сегодня все иначе?
— Думаю, что да. Интернет внес в эту проблематику определенный парадокс. Можно было бы предполагать, что интернет даст людям в России неограниченные возможности для потребления информации. За небольшим исключением новостные серверы в России не блокируются. Однако люди по каким-то причинам заходят туда редко. Вместо этого, они по-прежнему воспринимают информацию по телевидению и больше ее никак не проверяют. Почему это так? Для меня это большая загадка.
— Как на пропаганду влияют социальные сети и интернет-дискуссии?
— Социальные сети в своей основе составляют второй уровень пропаганды: люди живут там собственной жизнью. Раньше мы могли легко локализовать пропаганду: она могла быть в газетах, по радио и телевидению. С приходом интернета для пропаганды образовалось совершенно новое пространство, где ее можно быстро и целенаправленно передать людям. Это явление не остановить. Интернет создал определенную горизонтальную сеть, где люди передают информацию друг другу.
В интернете часто невозможно распознать, кто был первоисточником информации. Например, существуют веб-страницы, которые прикидываются известными британскими, чешскими или немецкими СМИ. Но если начать их изучать подробнее, то выяснится, что у них, скажем, российское происхождение. На интернет-дискуссии легко влиять. Миру уже известны российские «фабрики» по производству интернет-троллей, которые ходят по форумам и распространяют там пропаганду.
— Могли бы привести пример какой-нибудь выдуманной новости или пропаганды, которая врезалась вам в память?
— Большая часть изначальных новостей, которые мы проверяем, для тех, кто оценивает их критически, выглядят абсурдно. Некоторые новости были невероятны — например, новость о распятом мальчике на Украине. Об этой новости почти никто за пределами России не знает. Это была пропаганда, нацеленная на россиян.
Я также помню новость, где утверждалось, что любой украинец, который отправится воевать с сепаратистами на Донбасс, получает двух рабов из местного населения и участок. На первый взгляд это смешные вещи, но в результате они могут убивать, потому что мобилизуют людей, которые после таких сообщений отправляются воевать на Украину.
— Вы стараетесь бороться с пропагандой России и Украины на интернет-странице StopFake.org. Как вам пришла в голову идея такого проекта?
— Я был в числе тех, кто основал StopFake.org. Полтора года назад, когда началась оккупация Крыма. Мы были недовольны тем, что новостное поле постепенно заполняла пропаганда. Лживые и фальшивые новости были частью этой пропаганды. Вместе с коллегами из Могилянской школы журналистики мы решили, что можем с этим бороться.
Однако, конечно, мы не хотели бороться с пропагандой, создавая очередную волну пропаганды. Мы задались вопросом, что мы можем сделать с этой проблемой как журналисты. И мы решили, что будем проверять новости, а затем представлять их читателям в исправленной или совершенно измененной форме.
— То есть сначала речь шла, скорее, о проекте энтузиастов?
— Да. Мы думали, что это будет временный проект. Но потом выяснилось, что он необходим на гораздо более продолжительное время, чем мы изначально предполагали. Количество пропаганды за это время не уменьшилось. Она стала намного более институциональной, извращенной. В ней начали участвовать все более крупные СМИ.
— Как вы ищете пропагандистские новости, которые потом проверяете?
— Сначала мы получали новости с помощью краудсорсинга. На портале у нас есть постоянная кнопка, посредством которой люди могут сообщить о подозрительной новости. Позже наши редакторы начали сами искать в «СМИ», которые мы называем «производителями пропаганды».
— Говоря о «производителях пропаганды», кого вы имеете в виду?
— Их целый ряд. Начиная с Russia Today, Sputnik News вплоть до РИА Новости. Мы также занимаемся СМИ, которые ориентированы на российских зрителей. В этом отношении самое большое значение имеет телевидение. Так россияне потребляют пропаганду. Важны также серверы, единственная цель которых — способствовать передаче пропаганды, заполонить ею интернет.
— Сотрудничаете ли вы с другими журналистами?
— Разумеется, мы сотрудничаем с ними. Например, к нам приходят материалы от российских журналистов. Я имею в виду настоящих журналистов, которые честно делают свою работу.
— Рассматривая ваш портал, я заметил, что вы стараетесь опровергать и пропагандистские сообщения украинских СМИ и правительства. Почему вы считаете это важным?
— Да, мы проверяем новости как из России, так и с Украины. Это вопрос нашей достоверности и нашего имени. Тем самым мы хотим показать, что StopFake.org — это проект журналистов, которые не тяготеют ни к одной из сторон.
Но если посмотреть на объем пропаганды, который поступает из России и Украины, то 95% выдуманных новостей российские, и только пять — украинские. Собственно говоря, украинская пропаганда не является подлинной пропагандой. Это, скорее, некая «патриотическая журналистика», полная эмоций. В ней нет манипуляций фактами.
— Ваш портал уже с первого взгляда не выглядит коммерческим. Как вы поддерживаете его работу?
— Проблема для чисто энтузиастического проекта в том, что мы не можем трудоустраивать профессионалов. Подобные люди — это часть рынка, и их привлекают хорошие зарплаты. Сначала нас поддерживали только читатели, но по мере нашего роста нам пришлось нанять людей, которые делают свою работу на высоком уровне, иначе мы утратили бы кредит доверия. Поэтому мы начали искать гранты и поддержку неправительственных организаций. Недавно нас поддержало, например, посольство Чешской Республики в Киеве.
— В работе вашего портала участвует множество людей. С какими проблемами вам приходится сегодня сталкиваться?
— Главное, как мне кажется, это является ли наш проект по-прежнему важным. Это отражается, например, на том, как постепенно меняется наша направленность. Сначала нас интересовали исключительно события на Украине и связанная с ними российская пропаганда. Теперь же мы занимаемся всей деятельностью России за рубежом. В Сирии, Турции. Везде Россия использует те же инструменты, что и на Украине.
Интересно то, как Россия старается связать события на Украине с другими международными проблемами. После атаки на российский истребитель, например, в СМИ стало появляться понятие «турецкие бандеровцы». Также Украину обвиняют в том, что она отправляет в Сирию своих людей.
Нам также важно удержать и привлечь новую публику, чтобы, говоря высокопарно, «мы не проповедовали тем, кто уже обращен». Из нашей статистики, скажем, мы знаем, то нас все чаще читают россияне. Они попадают к нам через социальные сети и поисковик.
— Пытался ли вас кто-нибудь цензурировать?
— Наш портал несколько раз становился объектом DDOS-атак. В комментариях под статьями появляется много ненавистнических высказываний. Нам поступает масса личных оскорблений в социальных сетях — даже от людей, которые, например, работают в Russia Today или посольстве РФ.
— Как люди, по-вашему, должны противостоять пропаганде?
— Люди должны расширять свои горизонты, не сидеть в маленькой раковине. Это вопрос самообразования в области СМИ. Люди должны узнать, как работают отдельные СМИ, что они не одинаковы, и должны проверять новости, что перед этим следует делать и самим СМИ.
Источник: inosmi.ru