О борьбе с терроризмом: без дров пожара не бывает

О борьбе с терроризмом: без дров пожара не бывает

Что можно противопоставить терроризму и радикализации населения, если пренебрегать правами человека и закрывать глаза на коррупцию?

Проблемы угрозы терроризма, вербовки в ИГ (деятельность организации запрещена в России), радикализации региона стали главными темами обсуждения на III международном политическом форуме «Российский Кавказ». Форум начался 9 декабря в Махачкале и продлится до 14-го – в Дербенте и селе Карата Ахвахского района. Каждый из спикеров предлагал свой путь решения проблем Северного Кавказа, но во многом они были однотипны. Впрочем, некоторые выступления все же выбивались из общей канвы. Корреспондент КАВПОЛИТа побывал на пленарных заседаниях. 

Психологи против вербовщиков

Открыл форум глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов. Он представил гостей и призывал людей к единству в борьбе с трудностями.

«Если мы будем понимать друг друга, то все остальные проблемы для нас не будут носить кардинальный характер, – отметил глава Дагестана. – Главное – взаимопонимание внутри нашего единого Отечества. И если мы будем едины, то все проблемы мы решим совместными усилиями».

Абдулатипов затронул много вопросов: земельные, кадровые, налоговые. Подробно остановился и на угрозе террористических организаций мусульманскому обществу страны.

Тему радикализации населения Северного Кавказа вслед за главой Дагестана подхватил руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов.

По его словам, необходимо приложить как можно больше усилий, чтобы предотвратить вербовку людей в ИГ. А инструментом в этой борьбе должны стать преподаватели, психологи и духовные деятели.   

 «Дагестан уникален по своему этническому составу, – отметил Баринов. – За каждой горой – новый Дагестан со своими обычаями и традициями и языком. Но мир, как и был, так и остается миром глобальной конкуренции – за ресурсы, за территорию, за влияние и за умы. И мы сейчас видим попытку нанести удар по единству России, используя религиозный фактор.

Не секрет что из республик Северного Кавказа и Дагестана в частности уходит часть молодых людей воевать на стороне ИГ в Сирию, в Ирак. После того как они пройдут боевую подготовку, они вернутся сюда и уже будут вести войну против своего народа и своего государства. И наша задача приложить максимальные усилия, чтобы нейтрализовать воздействия пропаганды со стороны ИГ.

В этой работе должны быть задействованы представители республиканских органов власти, учителя в школах, преподаватели в вузах, психологи, представители духовенства».

Затем выступили Гаджимет Сафаралиев, председатель комитета Государственной думы по делам национальностей, Всеволод Богданов, руководитель Союза журналистов, Гудси Османов, первый заместитель посла Азербайджана в России и Вячеслав Михайлов, заведующий кафедрой национальных и федеральных отношений РАНХ и ГС.

Было сказано много о том, что с терроризмом необходимо бороться с помощью воспитания, разъяснительных мероприятий, возрождения крепких семейных ценностей и так далее. Однако никто из государственных мужей почему-то не предложил в качестве профилактики оттока людей в террористические организации – обеспечить гражданам нормальные условия существования.

Борьба с коррупцией – возможно ли в России?

Вообще, об угрозе терроризма на форуме говорили многие, но все больше в обтекаемых формулах. Одним из тех, кто несколько заострил дискуссию, стал руководитель аудиторскими проверками Центра стратегических исследований, анализа и аудита Нух Акаев.

«Без коррупции не было бы ни взрывов, ни террористических организаций, – сказал Акаев. – В основе основ в этом вопросе лежит коррупция. Она также одна из главных причин, мешающих России стать великой экономической державой.

Да, конечно, очень важны вопросы воспитания, идентичности этноса, нации. На эти вопросы очень удобно дискутировать, никого при этом не задевая. А вот посмотреть в глубинные причины, что мешает России и Северному Кавказу в развитии – другое дело. Я считаю, что это коррупция.

Сингапурский политический деятель Ли Куань Ю, когда стал премьер-министром, начал борьбу с коррупцией со своей семьи и друзей. А в России возможно ли такое? Российская элита и в регионах, и в Кремле – может ли поступить так же? Поэтому коррупцию такими мягкими действиями не преодолеешь. Необходима политическая воля руководящего субъекта, чтобы преодолеть этот недуг».

На одном из пленарных заседаний доцент кафедры зарубежной и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета Сергей Маркедонов высказал мнение, что кроме угрозы оттока людей с Северного Кавказа в террористические организации в регионе есть и другие проблемы. Главным образом, они и становятся причинами радикализации населения. Но их игнорируют и делают акцент на борьбе с терроризмом.

«Очень многие проблемы на Кавказе связаны не столько с ИГ, сколько с внутренней проблематикой, – считает Маркедонов. – Если российская политика будет достаточно качественной и грамотной, то я думаю, что внешние происки террористических организаций не будут здесь реализованы. Как говорится если нет дров, то и пожара не будет.

Занимаясь большой геополитикой и планируя наше вмешательство в Сирию и другие страны, нужно понимать, что внутренняя радикализация происходит не столько из-за сирийской ситуации, сколько из-за проблем во внутренней повестке.

И если сейчас будут сделаны управленческие ошибки, то тогда для этой радикализации появляется больше шансов. То есть, не забывая о геополитике, необходимо помнить о внутренней ситуации в стране».

Кроме того, по мнению Маркедонова, на Кавказе остро стоит вопрос соблюдения прав человека – это одна из главных проблем всего региона и Дагестана в частности.

Спикер отметил, что очень часто в рядах радикалов оказываются те, кто изначально мог там не оказаться. И чтобы как-то выправить ситуацию, на борьбу с радикализацией были брошены серьезные силы. Однако, когда права людей грубо нарушают, эта борьба чаще провоцирует радикальные настроения, особенно среди молодежи. 

Фаина Качабекова

Источник: kavpolit.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий