Недавно на одной из радиостанций возник спор по поводу митингов и прочих уличных массовых акций.
Один из оппонентов с гордостью рассказывал о том, как в его муниципалитете таким образом добивались отмены точечной застройки, а также прочих решений властей неугодных жителям. При этом он экстраполировал местные гражданские инициативы на федеральный уровень, тем самым отстаивая идею уличной активности, как самого действенного способа решения проблем любого масштаба.
Выслушав его речь, я был вынужден не согласиться с таким мнением.
В принципе, я не отвергаю саму идею митинга, массового шествия, демонстрации (как форму проявления гражданской позиции). Но все же считаю, что никакой практической пользы от подобного действия в современных условиях нет, и быть не может.
И вот почему.
Кто такие участники митинга?
Насколько высока их заинтересованность в решении проблем, которые поднимаются организаторами?
Насколько легитимно они представляют чьи-то интересы?
Наконец, насколько мнение данных представителей общества, необходимо учитывать в принятии того или иного решения?
Без ответов на эти вопросы, в принципе нельзя принимать коллективные требования как руководство к действию. Ну и при этом не следует забывать о том, что помимо личных прав отдельного индивидуума или группы лиц, существует и права более широких слоёв общества.
Перефразирую революционного классика, скажу:
«Твои права заканчиваются там, где начинаются права других».
И часто даже вопросы масштаба двора, а тем более города, нельзя решать без учета мнения жителей соседних дворов и улиц.
Приведу наглядный пример, замеченный мною в сводках столичных новостей.
Москва. Развязка возле Белорусского вокзала. От её строительства мэрия по одним данным отказалась, а по другим работы были перенесены на более поздний срок.
Всё дело в протестах местных жителей, которые не желают, чтобы эстакады проходили под их окнами. Эта проблема волнует их больше, чем транспортный коллапс, который для Площади Тверской Заставы стал обычным явлением практически в любое время суток, любого дня недели.
Думаю, жителей окрестных домов можно понять.
Но как быть водителям, которые грезили развязкой уже не один год?
Следует учитывать и их интересы при принятии подобных решений?
Хм, а как это сделать? Приглашать что ли водителей со всего города на митинг, на площадь перед Белорусским вокзалом?
Вот и получается, что даже сходы местных жителей не всегда способны оценить проблему в полном объеме, и предложить единственное верное решение даже в масштабах города.
Что же говорить о вопросах федерального значения?
Что вообще можно сказать о митингах, состав участников которых заведомо неизвестен, разношерстен и случаен?
Непрозрачность подобной формы выражения общественного мнения, на мой взгляд, и есть самая большая проблема. Организаторам действ такое положение вещей выгодно, ведь они не ответственны перед зеваками. А картинка при этом получается достойная: толпа людей внимает и поддерживает.
Очень даже хорошее средство для шантажа, но способ ли решения проблем?
Здесь стоит вспомнить недавнюю акцию дальнобойщиков «Улитка» против системы взимания платежей «Платон». Медленно перемещаясь по дорогам, тем самым создавая проблему другим, водители большегрузов якобы привлекают внимание общества к своим бедам.
Но как по мне, так они просто шантажируют общество и власть!
Заметьте, ведь о планах введения платы за проезд грузовиков говорили не один год. Где профсоюзы и всякие общественные мнения водителей всё это время были? Почему не отстояли их права? Или работа этих горе-общественников в том и состоит, чтобы довести ситуацию до кризиса, а потом проявлять рвение в борьбе с властью, тем самым оправдывая своё существование?
Митинг был хорош в то время, когда других средств коммуникации общества и власти не было.
Когда надо было привести за собой толпу, чтобы показать собственную силу и влиятельность.
Сейчас же, например, можно провести опрос в интернете по любой общественно значимой проблеме.
Причем в интернете можно идентифицировать каждого, потребовав указать личные данные. И вряд ли действительно жаждущие разрешения проблемы, откажутся от этой процедуры. Ведь он хочет, чтобы именно его голос услышали.
В таком виртуальном митинге могут учувствовать одновременно и жители Владивостока, и петербуржцы, и москвичи, и нижегородцы. Их мнение можно анализировать, сравнивать позиции социальных и возрастных групп, оценку вопроса с точки зрения места жительства респондента и прочих позиций. Это позволяет добиваться в итоге компромиссного, наиболее взаимоприемлемого решения.
Никакая уличная акция не позволяет достичь такого эффекта.
Осталось только на законодательном уровне продумать действенные механизмы реализации выработанных таким образом предложений.
Но это уже совсем другой вопрос…
Сергей Черкасов
Источник: politikus.ru