Сможет ли Москва угнаться за Пекином?

Сможет ли Москва угнаться за Пекином?

Последние дни, недели и даже месяцы оказались богатыми на важнейшие политические, экономические и, увы, даже военные события, которые всё более отчётливо формируют образ новой реальности, отличной как от послевоенного противостояния двух сверхдержав, так и от “однополярного мира” Pax Americana, возникшего после уничтожения Советского Союза.

Каким будет место России в этом мире, решается не просто буквально “здесь и сейчас”, это зависит не только от обитателей Кремля и от наших солдат в Сирии, не только от повстанцев Донбасса и от крымчан, переживающих украинский “блэкаут”, – это зависит от каждого из нас. Россия мобилизуется – медленно, мучительно, преодолевая тяжкое сопротивление своего недавнего прошлого. Попытаемся разобраться в том, как это происходит.

В воздухе мировой политики пахнет грозой. Пока на Ближнем Востоке все следом за Россией ринулись воевать против “Исламского государства”, чтобы не опоздать к новому разделу “нефтегазового пирога”, Соединенные Штаты взялись “наводить порядок” в Латинской Америке, которую вот уже полтора с лишним столетия считают своим “задним двором”. В Аргентине на смену стороннице БРИКС Кристине Киршнер придёт проамериканский мэр Буэнос-Айреса Маурисио Макри, который уж заявил о пересмотре всего спектра отношений с Россией. В Бразилии против президента Дилмы Русефф возбужден процесс импичмента. В Венесуэле на парламентских выборах победу одержала “правая” оппозиция. В Никарагуа Китай без официального объяснения причин объявил о “заморозке” строительства Никарагуанского канала – возможно, это было одним из “пакетных” условий для включения юаня в “корзину” резервных валют МВФ.

При этом Си Цзиньпин совершил, вне всякого сомнения, триумфальный визит в Африку. Формально председатель КНР посетил только Зимбабве и ЮАР, но в Йоханнесбург на саммит в рамках Форума сотрудничества Китай-Африка, где он сопредседательствовал с южноафриканским президентом Джейкобом Зумой, прибыли главы 17 стран “чёрного континента”. 60 миллиардов долларов дополнительных инвестиций в экономику африканских государств – весомая заявка на укрепление и расширение зоны влияния “красного дракона” южнее Сахары.

Что бы там ни говорилось западными и отечественными экспертами либеральной ориентации о кризисных явлениях в КНР, 2015 год она завершает с уверенным показателем роста ВВП на уровне 7% и в статусе первой экономики мира. А внешнеторговые данные по ноябрю показали, что в этом месяце коммунистический Китай закончил с профицитом в 54 млрд. долл. Таким образом, КНР впервые в истории стал крупнейшим внешнеэкономическим партнером практически всех ведущих стран мира. В том числе и в товарообороте США, обогнав Канаду, не говоря уже о Японии, РФ и европейских странах мира. КНР добилась рекордного, по итогам января-сентября, уровня торгового профицита – 273,5 млрд. долл.

Как уже отмечалось выше, такие показатели не могли не повлиять на решение проамериканской организации МВФ о включении юаня в список резервных валют SDR. Причем сразу на уровне 10,9%, что позволило китайской валюте обогнать и британский фунт стерлингов, и японскую иену. А если бы МВФ не изменил “правила игры” по её ходу, китайская валюта могла бы претендовать и на долю в 14%., ломая традиционное американское лидерство в этой организации. Но, впрочем, это еще не вечер. И подобная ситуация будет неуклонно приближаться, вызывая ужас в Вашингтоне. И, опять же, обратимся к нашим кремлевским “либералам-монетаристам”, которые упрямо проводят гайдаровский финансово-экономический курс, ведущий нас к экономическому коллапсу. Господа, не пора ли вам понять простую истину, что китайская модель социалистической экономики была бы оптимальна и для России?! И вам пора либо признать этот факт и начать работу по смене экономической модели, либо освободить место для тех специалистов, которые способны это сделать.

Чем же пытается ответить Вашингтон на наступление китайского социалистического гиганта? За последние месяцы мы видели активное, но не слишком эффективное вмешательство США в территориальные споры вокруг островов Спратли в Южно-Китайском море, а также подписание 5 октября в Атланте соглашения о Тихоокеанском партнерстве (ТТР), которое американцы строят на административном диктате над присоединившимися государствами, включая технические регламенты и распространения американского юридического диктата. Одновременно Вашингтон резко активизировал пробивание подобного же трансатлантического соглашения на европейском направлении, использую здесь годами наработанную агентуру в политическом руководстве ЕС и таких стран, как Германия. Китайское политбюро во главе с товарищем Си понимает это и ответило принятием новой военной доктрины Китая, которая перестала быть сугубо оборонительной и получила ярко выраженные наступательные черты – видимо, в связи с новым балансом сил не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в глобальном масштабе.

Несмотря на значимые геополитические успехи (как в Латинской Америке, так и в АТР), Вашингтон утрачивает привычное для него с конца 80-х годов прошлого века стратегическое лидерство. Так, в рамках ТТР ему пришлось предоставить значительно большую степень свободы для Токио – причем не только в военно-политической, но и, прежде всего, в финансово-экономической сфере. Как воспользуется этим “окном возможностей” Страна Восходящего Солнца (а буквально сразу после Атланты в Сеуле состоялась встреча официальных представителей Японии, Республики Корея и КНР, причем “красного дракона” представляло не первое, а второе лицо – премьер Госсовета Ли Кэцян) – очень большой вопрос.

Кризисные явления в американском обществе и в американской экономике носят уже неразрешимый “мирным путём” характер, что лишний раз подтвердило “долговое соглашение” между Белым домом и конгрессом США – сразу после принятия соответствующего решения официальный долг Соединенных Штатов взлетел еще на 600 млрд. долл., тем самым подтвердив, что правительство активно манипулирует с финансовыми данными. Предстоящее заседание ФРС, на котором ожидается первое за несколько лет повышение учетной ставки, способно “добить” многие перекредитованные отрасли американской экономики, в первую очередь – энергетическую, с её широко разрекламированной “сланцевой революцией”. Что касается домашних хозяйств, то для них увеличение стоимости обслуживания долгов будет настоящей катастрофой с далеко идущими социальными последствиями. То же самое касается банковской системы в целом, накопившей весьма “токсичные” долги. Так что и здесь “помидорами” (читай – одним новым Lehman Broth.) отделаться не выйдет. Поэтому, как предполагает большинство экспертов, следом за повышением своей учетной ставки ФРС снова понизит её, однако нынешний “прыжок” является абсолютно необходимым для откачки финансовых средств с внешних рынков на американский.

“Свободных” денег для “проекции силы” на глобальное геополитическое пространство у Америки сегодня практически нет, следовательно, они могут и должны появиться только в случае объявления войны или режима чрезвычайного положения – а это до начала 2017 года выглядит весьма маловероятным, что лишний раз подчеркнула невнятная речь Барака Обамы после недавнего теракта в Сан-Бернардино (штат Калифорния). А попытки воевать без денег, как правило, оказываются недолгими и не слишком удачными. Понятно, что Европа, даже в рамках НАТО, вовсе не горит желанием финансировать масштабный, а в перспективе – и с применением ядерного оружия, конфликт у своих границ. Поэтому для Вашингтона остается возможность создания под негласной эгидой США украино-турецкой и любой иной, более широкой, коалиции, направленной против России. И вот что мы, вероятно, увидим в начале следующего года. Обиженный и ущемленный Эрдоган, даже если он не будет сбивать еще один российский самолет, вероятнее всего, создаст “МОСТ” для переброски игиловских боевиков в объеме 15-20 тысяч человек через турецкую территорию на Северный Кавказ, где и так (прежде всего в многонациональном Дагестане) сложилась под влиянием “монетаристской” политики Кремля весьма взрывоопасная обстановка. Именно там возможен взрыв партизанской войны. К ней наверняка будут присоединяться и аналогичные действия исламских радикалов в Средней Азии, которые Кремль также не сможет оставить без ответа – пусть даже частичного и в координации с Пекином. А в довершение ко всему Вашингтон наверняка даст команду Киеву тоже “начинать наступление”. Четыре региональных конфликта для Кремля, который продолжает делать вид “сотрудничества” и “партнерства” с Вашингтоном, – это будет посильнее, чем “Фауст” Гете. В подрывной и террористической работе американцы не знают себе равных, используя террористические методы и структуры по лекалам, отработанным в ходе “цветных революций” и гражданских войн на Украине и в Сирии. И конечно, военные действия и материальные затраты будут сопровождаться понижением цен на углеводороды и провоцированием процессов дестабилизации внутри РФ.

В этих условиях ключевым для России становится вопрос силы. С военной силой как таковой сегодня проблемы практически отсутствуют – это было продемонстрировано в Сирии даже не на сто, а на двести процентов. Проблемы, повторю, существуют с социально-экономическим обеспечением этого военного могущества. И проблемы тем более серьёзные, что они, вследствие длящейся доминации либерально-монетаристских догм в правительственном курсе не решаются, а продолжают нарастать.

И последнее. Несколько месяцев военных действий показали, что Кремль вписался в сирийскую кампанию без твердого соглашения с руководством Ирана относительно поддержки действий наших ВКС крупной наземной операцией со стороны его вооруженных сил. А это создает для США даже не “окно”, а множество “окон” возможностей для воздействия на Тегеран и Кумы через режим снятия антииранских санкций, что делает успех нашей военной кампании проблематичным. И тогда возникает еще один вопрос. А почему Пентагон и АНБ, не говоря уже о ЦРУ, промолчали, когда РФ осуществляла переброску самолетов и оборудования в Сирию в конце лета – начале осени? Ведь они все это фиксировали и через свои электронные средства наблюдения и через арабско-сирийскую агентуру? Мягкие “формулировки” Обамы по поводу переброски нашего контингента в Сирию как в ходе совместной пресс-конференции с Франсуа Олландом, так и позже – в последнем обращении из Белого дома наводят на мысль, что внутри Кремля имеется некая “координация” с Вашингтоном по данному вопросу. А раз так, то мы в некотором смысле оказываемся заложниками в руках американских стратегов типа Генри Киссинджера. В то время как самодостаточные китайские коммунисты давно уже построили свою экономику на полном “импортозамещении” и будут двигаться только вперед, поскольку они имеют “стратегию” и плановую экономику, помноженную на рыночные механизмы, Кремлю, похоже, во многом приходится уповать на “авось да небось – хоть брось”.

Александр Нагорный

Источник: zavtra.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий