Ошейник для интернет-пользователей

Ошейник для интернет-пользователей

Интернет-сообщество России будоражит новость о возможных нововведениях, которые позволят российским властям фактически контролировать интернет-мессенджеры. По сообщению Интерфакса, такие платформы как WhatsApp, Skype, Viber или Telegram могут обязать работать в России по договору с операторами связи. От них также могут потребовать идентифицировать своих пользователей.

Отмечается, что подобные нововведения присутствуют в рассматриваемых поправках к законам “Об информации, информатизации и защите информации” и “О связи”. Также необходимо отметить, что в этих законах мессенджеры определены как “информационно-коммуникационные сервисы передачи сообщений”. Интерфакс обращает внимание на то, что такая формулировка позволяет отнести к мессенджерам также социальные сети и другие интернет-сервисы, предоставляющие пользователям возможность обмениваться сообщениями.

Источник Интерфакса, знакомый с поправками, отметил, что если изменения в закон буду приняты — регулятор сможет обязать интернет-мессенджеры идентифицировать своих пользователей, заставить их заключать контракты с операторами для пропуска трафика, а также уведомлять регулятора о своей деятельности.

Еще один важный момент: от мессенджеров могут потребовать обеспечить возможность рассылки сообщений по инициативе органов власти РФ.

Интерфакс сообщает, что разработчики проекта также предлагают распространить на мессенджеры, в случае нарушения теми законодательства, порядок блокировки по образцу механизма блокировки интернет-сайтов.

Все вышеперечисленные меры выглядят, как попытка поставить деятельность интернет-мессенджеров, которые являются эффективным средством коммуникации интернет-пользователей, под контроль государства. Правда, такие опасения были моментально опровергнуты на довольно высоком уровне.

“Успокаивающая” информация поступила из Кремля. “Я знаю, что действительно тема прорабатывается, но она не в плане ограничений. Насколько мне известно, никаких там ограничений нет, но проработка темы ведется, однако это не связано ни с какими поручениями, тем более администрации президента”, — прокомментировал ситуацию Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ NEWSADER

Интернет не дает покоя российским властям. Можно сказать, что в данном случае — это одна сторона медали. Она связана с различными кремлевскими фобиями. В первую очередь — с боязнью так называемых “цветных революций”. Вспомним, что те же относительно недавние события Арабской весны получили название “революции в интернете”. После этих событий различные социальные сети стали рассматриваться как канал быстрой мобилизации гражданского протеста (впрочем, точного ответа на вопросы о том, действительно ли интернет сыграл тогда значительную роль и не было ли переоценено значение социальных сетей, нет до сих пор).

Другая сторона медали в данном случае связана с тем, что любые российские инициативы по законодательному регулированию интернета моментально воспринимаются как новая попытка ограничить свободу, пресечь возможность использовать глобальную сеть для открытой коммуникации и поставить его на службу Кремлю. Иногда такие предположения тоже могут быть беспочвенны.

На данный момент слишком мало информации, чтобы можно было определенно сказать, насколько новые законодательные инициативы грозят островку интернет-свободы. Впрочем, больший контроль всегда ведет к потенциальным ограничениям. При этом, у России уже имеется довольно обширный опыт, связанный с попыткой ограничить доступ к “нежелательной информации” (в первую очередь — блокировка оппозиционных сайтов). В этом смысле Москва идет по пути многих других авторитарных режимов.

Хорошая же новость состоит в том, что интернет — эта такая информационная среда, которую в принципе невозможно блокировать и эффективно ограничить. Еще ни один диктатор не смог добиться этого. Наибольшие успехи в подобном деле демонстрирует Северная Корея, в которой доступ к интернету практически отсутствует. Там же, где можно подключиться к всемирной сети — не помогают никакие заградительные (в том числе технические) меры. В этом, пожалуй, состоит уникальность интернета — в его неуязвимости.

Виктор Денисенко

Источник: newsader.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий