Выдержит ли ЭСА политические нагрузки?

Выдержит ли ЭСА политические нагрузки?

Одним из самых заметных итогов серии последних форумов на базе АСЕАН, то есть Ассоциации, включающей в себя 10 стран субрегиона Юго-Восточной Азии (ЮВА), стало подписание её участниками совместного документа, согласно которому 31 декабря 2015 г. создаётся “Экономическое сообщество АСЕАН” (ЭСА).

Тем самым формально выполняется решение саммита АСЕАН ещё 2007 г. о необходимости формирования азиатско-юго-восточного (пока, скорее, квази) ЕС, призванного способствовать экономическому и социально-культурному сближению стран-участниц, повышению политической стабильности и безопасности в субрегионе. В рамках ЭСА должен функционировать единый рынок, регулирование которого будет осуществляться совместно разработанными едиными же принципами.

Не следует считать, что ЭСА создается “с нуля”. В двустороннем формате политико-культурно-экономические интеграционные процессы между странами АСЕАН отмечаются давно. Однако на пути их сколько-нибудь существенного развития сегодня очевидным образом встают реалии новой глобальной политической игры, которые только формировались (а следовательно, едва просматривались) в середине прошлого десятилетия.

Эти реалии, в конце концов, сделали эфемерными надежды лидеров АСЕАН десятилетней давности на превращение Ассоциации в одного из ведущих региональных и мировых политико-экономических игроков. Что неудивительно, ибо даже об ЕС подобное можно утверждать с существенными оговорками. Те же реалии окажутся на пути эффективного функционирования и ЭСА.

В этом плане фрейдистской оговоркой выглядит заголовок статьи в китайской Global Times “АСЕАН не должна превращаться в поле боя в области торговли”, в которой комментировался факт образования нового экономического объединения.

Как говорится, кто бы спорил. Конечно, не должна, но становится, и в статье приводятся явные признаки конкуренции между ведущими региональными игроками на пространстве ЮВА.

Оставляя пока в стороне такой важнейший фактор мотивов борьбы, как стратегическая значимость данного субрегиона (отчётливо проявившийся в обеих мировых войнах прошлого века), достаточно сослаться на суммарный ВВП (без поправок на паритет покупательной способности) стран АСЕАН, который уже в 2013 г. равнялся 2,4 трлн долл.

То есть по уровню ВВП Ассоциация располагается в группе таких стран, как Великобритания, Франция, Индия, Россия. Наряду с фактором быстрого роста рынка стран ЮВА это стимулирует борьбу за превалирующие “знаки внимания” со стороны стран АСЕАН. Для тех, конечно, кто обладает необходимым финансовым и технологическим потенциалом по ведению такой борьбы.

Основным препятствием для дальнейшего экономического развития стран субрегиона является их инфраструктурная неразвитость. Согласно оценкам, в период 2012-2022 гг. на реализацию только самых первоочередных инфраструктурных проектов требуются гигантские объёмы ежегодных инвестиций в 60 млрд долл.

Главными же потенциальными инвесторами этих проектов становятся Китай и Япония, то есть два из трёх (вместе с США) основных участников политической игры, разворачивающейся в ЮВА и в АТР в целом.

Китай в этих целях намерен задействовать только что созданный Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Япония – правительственное Агентство международной кооперации и контролируемый ею Азиатский банк развития.

Через них обе страны намерены выделить в течение следующих пяти лет по 10 млрд долл. на инвестирование инфраструктурных проектов в странах ЮВА. Об этом с обеих сторон было заявлено в ходе прошедших форумов Ассоциации.

Первые признаки японо-китайской борьбы за получение заказов на реализацию подобных проектов уже обозначились в Индонезии – ведущей стране-участнице АСЕАН. Речь идёт о тендере индонезийского правительства, победитель в котором получил право на строительство скоростной железной дороги длиной в 150 км, связывающей Джакарту и Бандунг – два крупнейших города на острове Ява.

Стоимость проекта оценивается в 5,5 млрд долл. Однако есть все основания полагать, что его исполнитель получит возможность продолжить строительство этой дороги, длину которой предполагается увеличить до 750 км. Поскольку это входит в амбициозные планы нынешнего президента Индонезии Джоко Видодо по промышленно-инфраструктурному развитию страны.

Было за что побороться двум участникам тендера, представлявших Японию и КНР. По его итогам, объявленным 16 октября с.г. индонезийским правительством, победителями оказались китайцы, предложившие лучший вариант финансового обеспечения проекта.

Это произвело шоковое впечатление в Японии, где полагали (не без основания), что заказ на строительство скоростной железной дороги в Индонезии у них почти в кармане.

Однако экономические аспекты борьбы между ведущими игроками за влияние в субрегионе ЮВА невозможно отделить от политических.

В этом плане обращают на себя внимание те комментарии итогов последнего цикла форумов на базе АСЕАН, в которых актуализируется тема попыток тандема США–Япония по стратегическому окружению КНР с привлечением стран Ассоциации. В частности, на данную тему 22 ноября высказалась японская газета Sunkey Shimbun. Через день со статьёй под заголовком “Шаги Токио по окружению Китая ни к чему не приведут” выступила китайская Global Times.

Примечательным представляется тезис последней статьи о том, что вероятность такого окружения даже меньше, чем у гипотетического развала американо-японского альянса. Он интересен тем, что косвенным образом подтверждает ранее обсуждавшуюся в НВО точку зрения о предпочтительности (с определёнными оговорками) для Китая сохранения присутствия США в Азии, чем полная самоотстранённость Вашингтона от азиатских проблем.

По мнению автора китайской статьи, иллюзорность “планов окружения” обусловлена и тем, что большинство стран-членов АСЕАН не находятся в состоянии территориальных споров с КНР. Следовательно, у них отсутствует сколь-нибудь существенный мотив занимать одностороннюю позицию относительно усиливающихся противоречий одного ведущего регионального игрока (Китая) с двумя другими (США и Японией).

Не обсуждая здесь вопрос обоснованности актуализации сегодня темы подобного рода стратегического окружения Китая, снова обратим внимание на очевидное присутствие фрейдистских мотивов в самом факте японо-китайской полемики на данную тему. Как бы случайно проговариваются опасения относительно возможности обострения борьбы между ведущими мировыми игроками за влияние в субрегионе ЮВА.

Между тем итоги прошедших форумов на базе АСЕАН, а также сопутствующие им обстоятельства, предоставляют повод для подобных опасений. И далеко не ясно, выдержит ли только что сформированное “Экономическое сообщество АСЕАН” испытание на прочность, уготованное ему в поле “растягивающих напряжений”, которое создаётся в ЮВА Китаем, Японией и США.

Владимир Терехов

Источник: ru.journal-neo.org

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий