Когда говорят о статистике, часто вспоминают не к месту известную фразу о том, что есть ложь, большая ложь и статистика. Мол, статистика всё врёт. На самом-то деле в этой фразе статистика противопоставляется лжи. Это предложение точно всё подсчитать, а не выдумывать и не брать цифры с потолка. Ложь не в статистических выкладках, а в их интерпретации. Без статистики невозможно государственное управление.
Например, президент РФ Владимир Путин в обращении к Федеральному собранию РФ сообщил, что у нас повысилась рождаемость и, соответственно, увеличилось количество школьников. Следовательно, говорил президент РФ, нужно запланировать необходимое количество школ, центров детского творчества и спортивных учреждений. А к ним нужны специалисты. Представим себе, что у президента не было бы статистики по рождаемости?
Это статистика объективная, которая не зависит ни от чьих желаний. Но есть ещё и другая статистика, которую можно назвать субъективной. Сюда можно отнести, например, результаты разных социологических опросов. Представьте себе, что человек пришёл на медосмотр в поликлинику, а у него никаких анализов не берут, давление не меряют, слух и зрение не проверяют, а только спрашивают: «Как вы себя чувствуете?» Человек отвечает: «Отлично себя чувствую!» Ему и пишут в справке: «Здоров». И так поступают с ещё сотней других человек, а потом в отчёте пишут: «50% здоровы, 30% хронически больны, 20% нуждаются в госпитализации». Хорошая медицинская статистика? Нет, конечно. Но ведь именно так и работают социологи со своими опросами.
Поскольку часто вопросы социологов звучат слишком расплывчато или варианты ответов не слишком точны, то и результаты получаются противоречивыми. Этим пользуются недобросовестные журналисты. Вот, например, в конце ноября «Левада-центр» провёл опрос на тему «Страны Запада: восприятие, санкции, готовность к сотрудничеству». Прочитав результаты этого опроса, журналисты «Немецкой волны» сделали вывод о том, что «подавляющее большинство россиян – за лучшие отношения с Западом», и вынесли этот свой вывод в заголовок статьи. Правда сразу после заголовка идёт оговорка, что 65% считают, что Россия должна придерживаться своего курса, не смотря на санкции. Я бы статью озаглавил по-другому: «Мы не боимся санкций». Как-то так.
Действительно, большинство опрошенных желают улучшений отношений с Западом. Но если мы посмотрим на эти 65%, считающих, что нашей стране нужно идти своим путём, учтём, что только 26% согласны на компромисс и уступки Западу, а 58% считают, что нужно привыкать к жизни в условиях санкций, то вывод из опроса следует переформулировать. Если собрать все эти данные вместе, то получается, что россияне хотят улучшить отношения с Западом, но не за счёт сдачи наших позиций и не за счёт услужливых компромиссов.
Мы же знаем, что и в украинском вопросе, и в вопросе о воссоединении Крыма с Россией за нами – правда. Можем ли мы пожертвовать этой правдой ради отмены санкций? Можем ли мы согласиться со всеми лживыми обвинениями, которые уж более года льются из уст западных политиков и со страниц западных СМИ на нашу страну? Нет! У русских правда всегда была превыше всего. Мы, действительно, хотим улучшений отношений с Западом. Но для этого Западу придётся признать нашу правду.
Только вряд ли самовлюблённый Запад, считающий себя вселенским мерилом морали, демократии и свободы, согласится изменить своё мнение о нас. Казалось бы, мы успешно бомбим ИГИЛ, который вдруг превратился в ДАИШ. Казалось бы, у нас с Западом теперь общий враг. Но проблема в том, что у нас друзья разные.
Запад не собирается признавать свои ошибки (назовём это так) в своей украинской политике. И не смотря на то, что воссоединение Крыма с России произошло по результатам референдума, на мнение народа «демократичный» Запад решил наплевать. И как это символично, что о возможном продлении санкций заявил министр иностранных дел Испании дон Хосе Мануэль Гарсио-Маргальо.
Напомню, что в Испании есть автономная область Каталония, которая давно стремится к независимости от Мадрида. 9 ноября по результатам референдума парламент автономии принял решение о создании независимой республики. Не прошло и месяца, как Конституционный суд Испании признал это решение незаконным. Вряд ли Испания получит свой мятежный Донбасс, но тенденция наплевательского отношения к мнению народа в «демократической» Европе налицо.
В самом деле, когда чиновники из Брюсселя вводили санкции против России, кто-нибудь спросил европейцев о том, хотят ли они этих санкций? Или вот недавнее решение о принятии Черногории в НАТО. Народ Черногории – это сербы, которые всегда хорошо относились к России и они понимают, что членство в НАТО – это недружественный шаг против нашей страны. Но правительство Черногории наплевало на свой народ, который своё мнение ясно выражал в многочисленных акциях протеста.
Или возьмём проблему беженцев. Меркель повторяет мантру: «Мы сможем!». Она от лица всех немцев, которых никто не спрашивал, готова взять в Германию всех беженцев. Хорошо же быть добреньким за чужой счёт! Что остаётся немцам в этой ситуации? Они, конечно, не звери и примут детей, женщин, стариков, но среди беженцев подозрительно много молодых здоровых парней. Немцев не спрашивают.
Но вернёмся к опросу «Левада-центра». В целом он внушает мне уверенность в нравственном здоровье моих соотечественников. Мы не хотим войны. Мы хотим хороших отношений с другими странами. Но при этом мы не желаем поступиться принципами и согласиться с ложью. Если европейские политики и дальше будут давить на нас санкциями, то мы готовы принять и это. Мы и худшее от Запада терпели.
Евгений Радугин
Источник: cont.ws