В четверг во Франкфурте, в штаб-квартире ЕЦБ, прошло очередное заседание совета директоров главного банка Старого Света. На нем принято решение о дальнейшем расширении программы количественного смягчения (QE). Сейчас, напомним, ведомство Марио Драги ежемесячно покупает ценных бумаг членов еврозоны на 60 млрд евро.
Европейский центробанк по итогам заседания Совета управляющих принял решение снизить с 9 декабря депозитную ставку с минус 0,2% до минус 0,3% годовых. Кредитные ставки остались без изменений — ключевая в 0,05% годовых, маржинальная в 0,3% годовых.
Решение ЕЦБ было ожидаемым, хотя и немного не дотянуло по масштабу. Как сообщало ранее Рейтер, обсуждалось снижение депозитной ставки до минус 0,5% или минус 0,7% годовых.
С марта европейский регулятор проводит программу крупнейшей в истории зоны евро денежной эмиссии, скупая суверенные облигации и обеспеченные активами бумаги. Эта программа должна завершиться в сентябре 2016 года.
Общий объем «количественного смягчения» запланирован на уровне 1,1 трлн евро. Почти 500 млрд евро уже поступило в систему, следует из статистики ЕЦБ.
Однако далеко не все эти средства проинвестированы — на конец ноября 187 млрд евро лежали на депозитных счетах ЕЦБ «мертвым грузом». При этом европейский ЦБ не только не платит процент по таким «вкладам», но и наоборот — взимает комиссию.
На то, что QE будет расширена до конца года, несколько раз намекал главный европейский банкир. «Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы как можно быстрее повысить инфляцию»,- заявил он к примеру на пресс-конференции во Франкфурте в прошлом месяце.
Последние сомнения в том, что ЕЦБ намерен увеличить закупки ценных бумаг, предположительно, до 70 млрд евро, отпали в среду, когда появились новые данные по инфляции. Здесь следует напомнить, что одной из целей программы количественного смягчения был как раз «разгон» инфляции, которая в последнее время остается на ноле, а порой бывает и вовсе отрицательная.
Инфляция в ноябре не изменилась по сравнению с октябрем и составила в пересчете на год… 0,1%. До решения поставленной цели – достижения инфляции на уровне не ниже 2% еще очень далеко.
Очевидно, что эффективность QE оставляет желать лучшего. Не удивительно, что противники программы сильно сомневаются в ее целесообразности и тем более расширении. К тому же, другие показатели, на которые она должна оказывать благотворное влияние, тоже далеки от оптимизма. Экономика еврозоны в целом продолжает топтаться на месте, а уровень безработицы оставался в октябре очень высоким – 10,7%.
Не оказала QE, по мнению большинства экономистов, особого влияния и на уровень кредитования на континенте, который остается по-прежнему низким, особенно в таких странах, как Италия.
Многие европейские банки все еще борются с последствиями финансового кризиса и ужесточением монетарной политики. Они с очень большой неохотой дают кредиты независимо от процентных ставок.
Несмотря на отсутствие результата хор критиков, в частности из Германии, очень громкий весной, когда принималось решение по началу QE, сейчас резко поутих.
Кроме увеличения закупок ценных бумаг членов еврозоны, ЕЦБ пытается увеличить инфляцию при помощи учетной ставки. Также в этих целях были повышены размеры штрафов для тех банков, которые в целях безопасности, на всякий случай прячут деньги в своих хранилищах.
Самый заметный на данный момент эффект меры, предпринятые ЕЦБ более полугода назад, произвели на евро. В среду курс европейской валюты по отношению к доллару США был зафиксирован на отметке на 15% ниже той, что была год назад. Девальвация евро удешевляет европейские товары для покупателей с других континентов и помогает экспортным компаниям из ЕС. Однако и здесь ослабление евро по отношению к доллару может иметь негативные последствия. Это приводит к оттоку капитала из Европы в те страны и в первую очередь в Америку, где на деньгах можно заработать намного больше, чем в Европе. Согласно расчетам аналитика Deutsche Bank Джорджа Саравелоса, в прошлом году инвесторы вывели из еврозоны порядка полумиллиарда евро. Они вложили их в облигации США и другие ценные бумаги. Кстати, в то время, как многие экономисты спорят по поводу паритета евро и доллара, Саравелос прогнозирует, что в 2017 году за него будут давать всего лишь 85 центов США.
Вполне вероятно, что в определенный момент минусы ослабления евро по отношению к доллару могут перевесить плюсы. В то время, как европейская экономика отчаянно нуждается в инвестициях, деньги утекают через Атлантический океан.
Вместе с тем по мнению агентства Блумберг, Марио Драги может стать первой линией обороны для мировой экономики — независмо от того, хочет он этого или нет.
Председатель Федеральной резервной системы Джанет Йеллен готовится в этом месяце наконец-то повысить учетную ставку в США, и президент Европейского центробанка оказывается в авангарде всемирной борьбы с замедлением инфляции. Новые стимулирующие меры, могут стать лучшим средством для того, чтобы придать столь необходимое ускорение потребительским ценам.
Политика ЕЦБ распространяется на 19 стран еврозоны, однако его примеру могут последовать и центробанки других государств. Это позволит сохранить стимулирующие денежно-кредитные условия в мире, испытывающем минимальное инфляционное давление, даже если ФРС впервые за девять лет повысит ставки, отмечает агентство.
«Сейчас ЕЦБ берет на себя роль главного ‘специалиста’ по управлению понижательными рисками среди центробанков мира вместо ФРС, — сказал вице-председатель Evercore ISI в Вашингтоне Кришна Гуха. — Эта смена ролей будет судьбоносной».
Радикалы, правда, требуют от Драги еще более решительных действий. К ним, например, относится включение печатного станка и направление напечатанных денег в общественные работы или раздачу их гражданам.
Источник: discussio.ru