Чиновники республиканского правительства заявили, что пришло время экономить, поэтому платить так же, как в 2015 году, педагогам больше не будут. В октябре учителя Хакасии за счет сокращения стимулирующих надбавок потеряли почти половину заработка. Осенью во всей бюджетной сфере республики начались задержки заработной платы.
Молодой учитель Иван (он попросил не называть его фамилию) трудится в одной из школ Абакана чуть больше трех лет. Сейчас, правда, подумывает о смене места работы. Хотя преподавать ему нравится. В сентябре Иван получил 25 тысяч рублей за свою работу, а в октябре – 16. Это катастрофа для семейного бюджета: жена в декретном отпуске, а 12 тысяч молодые родители отдают за ипотеку до 2042 года. Прожить на четыре тысячи Иван с семьей просто не смогут. Когда в 2012 году Иван брал ипотеку, он поверил обещаниям президента регулярно повышать зарплату учителям.
– В нулевые работал я на кафедре, жизнь казалась безоблачной, – говорит Иван. – После армии даже грузчиком работал, но тянуло в школу. Раньше работал совместителем еще в одном месте, а теперь не знаю, что делать. Лично мы с женой решили так: она еще в декрете, но будет работать на 0,5 ставки, то есть по полдня с понедельника по пятницу. Я договорился с завучем, чтобы у меня одна смена была в день.
Как объясняет Иван, из зарплатных ведомостей в их школе попросту исчезла строка “стимулирующие выплаты”, то есть надбавки, которые учителям начисляли за внеклассные мероприятия, заполнение электронного журнала, хорошие результаты учеников на ЕГЭ и Олимпиадах. По сути на этом и строилась система “майских указов” президента Путина: зарплату учителей доводили до средней по региону в том числе за счет стимулирующих выплат. Те, кому не хватало надбавок, могли взять дополнительные часы, однако теперь учителя лишены и этой возможности.
– В прошлом году народ загружали по полной, чтобы зарплата была больше, чтобы выровнять до средней по региону. У некоторых и по 33 часа выходило. Так и выживали, не всем же стимулирующие платили. Поэтому чем больше часов “нахапаешь”, тем больше и получишь. В этом учебном году вдруг согласно какому-то закону, сейчас не могу вспомнить, нагрузка на учителей – не больше 27 часов, – сокрушается Иван. При таком раскладе перспектив в школе у него нет: получение следующий квалификационной категории добавит 2–3 тысячи к заработной плате. Поэтому сейчас учитель думает о том, чтобы вернуться в грузчики. А в свободное время заниматься репетиторством.
Коллега Ивана – Кристина (она также просила не называть ее фамилию) работает в одной сельских школ Хакасии. В октябре она не досчиталась 10 тысяч рублей надбавок к зарплате. Впрочем, как и большинство ее коллег:
– Коллектив собрали и объяснили, что в Хакасии сложилась кризисная ситуация, денег нет, премии выплачивать не будут. При этом никакого документа не показали, на каком основании это сделано. Когда получили расчетки, там не было выплат за стаж, за звания, не было стимулирующих, были только “голые” часы. С коллегами поговорила, в среднем зарплата на 10 тысяч сократилась. Причем, как мы поняли, такая ситуация только в Хакасии. В соседних регионах нет такого. Надолго ли это? Будут ли снова платить стимулирующие? На эти вопросы нам ответов никто не дал. Сказали, что вам, мол, еще повезло, хоть зарплату сохранили”, – рассказывает Кристина.
Представители региональных властей апеллируют к другим цифрам. По их расчетам, потери в зарплате учителей после отмены “стимулирующих” не такие уж и большие.
– В каждом таком случае нужно разбираться персонально, в конкретном образовательном учреждении – понимая, какая часть стимулирующего фонда выплачивалась тем или иным работникам. Мы говорим ответственно: у разных категорий работников разные цифры стимулирующих надбавок, от 50 рублей. Но в среднем это 4 тысячи, – сообщила министр образования Галина Салата.
Как объясняют в правительстве Хакасии, стимулирующие выплаты не считаются “гарантированной частью заработной платы”, это надбавки за так называемые “дополнительные достижения”. Их убрали, потому что сейчас время экономить.
– До конца года будем оценивать заработную плату исходя из 30 328 рублей – средней заработной платы по региону в 2015 году. Но есть один момент: по итогам третьего квартала идет перевыполнение этой позиции практически на 2 тысячи рублей. 32 059 рублей за восемь месяцев, то есть определенный перерасход бюджета. Произошло это по ряду причин: произошло увеличение численности детей, а кроме того, нагрузка учителей увеличилась. В прошедшем учебном году нагрузка была 1,4 ставки, 25-26 часов в неделю. Это большая нагрузка, на наш взгляд, – пояснила начальник отдела экономики и статистики Минобразования Хакасии Марина Сагатаева.
В Хакасии больше пяти тысяч школьных учителей, за счет которых республиканский бюджет сэкономит до пятидесяти миллионов рублей в месяц. В министерстве образования рассказали, что такая схема будет действовать до конца года. В сентябре 2015 года вышло постановление федерального правительства, согласно которому местные власти имеют право рассчитывать среднюю заработную плату по региону исходя из заработка в сфере частного бизнеса. Она в 2015 году составила около 27 тысяч в месяц. Это означает, что в начале следующего года не исключены повторные снижения заработной платы учителей.
– Понимаете, система стимулирующих надбавок создана с целью “вертеть” деньгами, – объясняет учитель из Минусинска Красноярского края Елена:
– Зарплату должны повышать до средней по региону, но в какой-то момент выясняется, что часть зарплаты вовсе не гарантирована и ей, как оказывается, можно пожертвовать. Просто у нас в регионе так уже было: чуть что-то не так, сразу убирают стимулирующие. О каких повышениях можно тогда говорить? Слегка повысили, люди взяли ипотеки, кредиты, а теперь у них все отняли. По большому счету вся система – одна большая хитрость и обман. Сейчас в школе сложилась такая ситуация, что через несколько лет просто будет некому работать, молодые уйдут. Работают пенсионеры, которые пережили в том числе 90-е, “отоварку”, и знают, что, по большому счету, плохо было, есть и будет”.
Игорь Чигарских
Источник: svoboda.org