Законопроект о приоритете решений Конституционного суда России над международными судебными инстанциями, в частности ЕСПЧ, без труда заручился во вторник поддержкой депутатов при рассмотрении в Госдуме в первом чтении. Против его принятия проголосовали всего трое парламентариев. Один из них, депутат Дмитрий Гудков, дал понять, что новый закон преследует единственную цель – уклониться от исполнения решений ЕСПЧ и Международного арбитражного суда в Гааге по “делу ЮКОСа”, что грозит России необходимостью выплат акционерам этой компании на общую сумму более 50 млрд долларов.
“Еще полгода назад руководство и страны, и Госдумы говорило, что Россия не будет отменять приоритет международного права над национальным законодательством, а сегодня мы идем по этому пути, и идем быстро”, – возмутился Гудков. Дел, подобных тяжбе вокруг ЮКОСа, больше может и не быть. Но в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) едут судиться против российских властей не только бывшие олигархи. Защиты и восстановления справедливости ищут здесь также простые российские граждане, например, военные пенсионеры, которым Минобороны не выдает положенные по закону квартиры, добавил депутат.
“Все же знают, что наши суды нельзя назвать независимыми, так что мы создаем очень опасный прецедент”, – тщетно призывал Гудков своих коллег отказаться от одобрения законопроекта.
Однако парламентариев не испугали и другие возможные негативные последствия, связанные с новым законом, вроде угрозы новых санкций против России, ее исключения из международных организаций, оттока иностранных инвестиций и т.д.
Напротив, сторонники законопроекта на голубом глазу утверждали, что не одна Россия отказывается исполнять решения ЕСПЧ. Так, “эсер” Александр Тарнавский перечислил сразу несколько стран, в том числе Германию, которые в спорных судебно-правовых ситуациях заявляли о приоритете своих конституций над решениями международных судов. “Многие страны ЕС годами не выполняют решения ЕСПЧ. А мы почему-то несемся каждый раз делать это беспрекословно!”, – возмутился депутат. Вслед за этим он заявил, что Россия “хочет быть в Европе, но не служанкой, а на равных с другими государствами”.
Громкие слова о “суверенитете” произнес и единоросс Дмитрий Вяткин. “Этот законопроект мы можем рассматривать как защиту нашего правового суверенитета и обеспечение конституционных принципов”, – сказал депутат.
Не надо думать, что, принимая новый закон, Россия стремится уйти от исполнения решений международных судов, заметил в свою очередь глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. “Речь идет о возможных ситуациях, когда исполнение решения международного органа противоречит нашей Конституции. Такие ситуации анализировались в европейских странах, и таким образом определение порядка о возможности или невозможности исполнения решения при участии Конституционного суда является абсолютно открытой и оправданной позицией”, – заверил Плигин.
Из самого законопроекта следует, что постановления КС о невозможности исполнения решений международных судебных инстанций будут носить выборочный характер. При этом нашему суду даже не потребуется доказывать их противоречие Конституции или конституционным принципам. Суд будет вправе просто постановить, что решение ЕСПЧ противоречит истолкованию Конституции. При этом то, как правильно трактовать основной закон страны, решает, как известно, сам Конституционный суд.
Тем не менее, судя по интерпретациям депутатов, новый закон формально не нарушает статью 15 Конституции РФ, которая, с одной стороны, закрепляет приоритет правил международного договора над российским законодательством, а, с другой стороны, гарантирует правовое верховенство Конституции над всеми нормативными актами, включая международные. “К тому же мы не говорим о неисполнении международных договоров, а говорим о решении международных судов”, – пояснил Вяткин.
Между тем, правовое управление Госдумы обратило внимание на явную неразбериху с используемыми в новом законе понятиями. Так, думские юристы, указали, что используемое в проекте понятие “межгосударственный орган по защите прав и свобод человека” может означать не только ЕСПЧ, но и несудебные международные органы, действующие в рамках отдельных универсальных международных договоров в области прав человека. Среди них Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Комитет по правам инвалидов и другие.
Это означает, что новый закон позволит российским властям игнорировать решения и оценки международных инстанций, вынесенных в пользу не только компаний, но и граждан, периодически жалующихся Западу на бесчисленные нарушения в России гражданских и политических прав. Ведь за перечисленными выше организациями в нашей стране давно закрепилась репутация “излишне политизированных” и даже “антироссийских”. Новый же закон позволит просто не замечать их критики.
Источник: rosbalt.ru