Власти Латвии желали насолить России, а оставили в дураках себя. Премьер-министр Лаймдота Страуюма заявила, что в договор акционеров airBaltic внесен пункт о запрете покупать, брать в аренду и иначе использовать любую продукцию военно-промышленного комплекса. Такое решение, по сути, уже сейчас заставляет отказаться от всех самолетов airBaltic.
На прошлой неделе министр обороны Раймонд Бергманис (СЗК) направил письмо премьер-министру Лаймдоте Страуюме («Единство»), в котором призвал включить в договор акционеров airBaltic пункт о запрете на покупку, аренду или иное использование российских самолетов Sukhoi. Тем не менее, если оценивать ситуацию трезво, пункт запрещает сотрудничать с любыми компаниями будь то Boeing (старый добрый товарищ airBaltic), Bombardier (новый коллега airBaltic), либо Airbus.
Если премьер Латвии действительно заявила о запрете сотрудничества с компаниями, которые выпускаю военную продукцию, то airBaltic не сможет купить российские самолеты Sukhoi Superjet, но страна также будет вынуждена отказаться и от всех самолетов (Boeing и Bombardier). Состав воздушного флота airBaltic: Fokker 50 (10 самолетов), Bombardier Q400 NextGen (8), Boeing 737–300 (8), Boeing 737–500 (6), Boeing 757–200 (1).
Дело все в том, что крупнейшая компания Boeing выпускает товары ВПК. В состав корпорации входят два основных производственных подразделения: Boeing Commercial Airplanes (гражданская продукция) и Boeing Integrated Defense Systems (продукция военного назначения и космическая техника).
Компания выпускает широкий спектр военной авиационной техники, являясь наряду с Airbus крупнейшим производителем самолётов в мире. Помимо этого, Boeing выпускает широкий спектр авиационно-космической техники военного назначения (в том числе вертолёты), ведёт широкомасштабные космические программы (например космический корабль CST-100).
Сейчас большую часть флота airBaltic составляют именно турбовинтовые самолеты. Boeing 737-300, 737-500 и 757-200 с реактивными двигателями в меньшинстве — их 15. Однако Boeing производит и активно торгует: бомбардировщики Boeing B-52 Stratofortress, вертолёты Boeing CH-47 Chinook, палубные Boeing EA-18 Growler и экспериментальный Boeing YAL-1
«Это соответствует нашей бизнес-модели. Лучшая машина на данный момент Bombardier Q400 NextGen. Впрочем, в ближайших планах значится и модернизация реактивного флота — будем рассматривать варианты между новыми поколениями самолетов Boeing и Airbus», — отметил вице-президент авиакомпании по корпоративным коммуникациям Янис Ванагс.
Между тем, Латвия будет вынуждена отказаться от нового партнера Bombardier. Канадская Bombardier, выпускающая бизнес-джеты для топ-менеджеров крупных компаний, намерена переделывать свои лайнеры в специализированные самолеты для военных нужд — противолодочные, разведывательные и спасательные. Компания рассчитывает, что военные будут не против сэкономить, покупая уже готовые к полетам самолеты, а не разрабатывая собственные с нуля.
Уже сейчас на военизированные самолеты приходится только 1—2% всей выручки аэрокосмического подразделения Bombardier, составившей в прошлом году 8,6 млрд долл. Например, сейчас компания продает американскому оборонному концерну Raytheon свою модель Global 5000.
Под запред попадает и компания Airbus, ведь у нее есть Military — подразделение компании, конгломерат Европейского аэрокосмического и оборонного концерна (EADS). Официально была создана в 2009 году с целью выпуска военно-транспортных самолётов Airbus и EADS.
Напомним, что после заседания правительства и.о. министра сообщения министр внутренних дел Рихард Козловскис сказал, что теперь устранены все препятствия, которые могли бы помешать Сейму выделить airBaltic заем в 80 млн евро, сообщает BNS. По его словам, канадское предприятие Bombardier проявило интерес к более активному сотрудничеству с airBaltic.
Министр напомнил, что неоднократно выражал свою позицию по привлечению инвестора для airBaltic и считает недопустимым появление во флоте авиакомпании самолетов, на которые распространяются антироссийские санкции ЕС. 19 ноября правительство постановило дополнить проект договора акционеров нормой о том, что инвестор ответственен за соблюдение режима санкций, установленных международными организациями.
Как указывается в письме, опыт свидетельствует о том, что военно-промышленные комплексы стран, на которые распространяются санкции, тесно связаны с гражданской индустрией. Поэтому, если санкции будут усилены, теоретически это создает риски и для airBaltic, если авиакомпания купит продукцию такой страны.
Анатолий Тарасов
Источник: vesti.lv