Дешевые деньги МВФ Беларуси очень нужны, но проводить непопулярные реформы не хочется. Поэтому Александр Лукашенко на совещании 1 декабря высказывался противоречиво.
С одной стороны, он заявил, что «они мне в МВФ всю программу перечислили, я нигде не сказал им нет – ни по тарифам, ни по возрасту, ни по зарплате…».
С другой стороны, президент повторил свой излюбленный тезис, что в плане реформ «мы пойдем только на совершенствование того, что у нас есть».
Но у нас есть государственная экономика вчерашнего дня, которую, согласно требованиям МВФ, следует серьезно перестраивать. Нелепо пытаться совершенствовать то, что в принципе не способно работать эффективно.
Какую же линию на практике изберет белорусское руководство?
Нужны новые долги, чтобы отдать старые долги
Если упомянутые президентом пункты относительно тарифов, возраста и зарплаты расшифровать по-житейски, то речь идет о подъеме ценника на коммуналку и проезд в транспорте, повышении пенсионного возраста и фактическом замораживании заработков.
Ежу понятно, что меры эти (при том что являются только инструментами, а не целью преобразований) априори против шерсти электорату. Но если их отметать с порога, то денег от проклятых буржуинов не видать как собственных ушей. Остается лавировать.
Напомню, белорусский руководитель встречался 26 сентября с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард, и многие комментаторы заключили, что разговор о кредите в ходе того заокеанского визита был для гостя из Беларуси важнее выступления в ООН.
А 17 ноября уже в Минске, обсуждая требования фонда с главой его миссии по БеларусиПитером Долманом, Лукашенко подчеркнул, что «ни один пункт, который предлагается, не вызывает никакого отторжения, никакой аллергии».
За этой кроткой риторикой стоит большая нужда во внешнем финансировании. Причем света в конце тоннеля для белорусской экономики пока не видно. Например, по прогнозу аналитиков российского «Сбербанка», в 2016 году рецессия у нас продолжится, а в 2017-2018 годах можно надеяться разве что на вялый, анемичный экономический рост.
Ну а пока валютная выручка Беларуси снизилась за январь – октябрь на 9 млрд долларов, или на 24,6%, если сравнивать с показателем за такой же прошлогодний период. Где взять деньги, чтобы расплатиться хотя бы по прежним займам? Ведь по данным министра финансов Владимира Амарина, в 2016 году Беларуси надлежит выплатить по внешнему долгу около 3,3 млрд долларов.
В итоге сегодня Минск кланяется и на восток, и на запад, просит взаймы как у МВФ, так и у Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). Во втором случае решающее слово – за российским руководством.
Дайте два!
У МВФ Беларусь запрашивает кредит на 3 млрд долларов под 2,28% годовых сроком на 10 лет, сообщил 1 декабря на совещании о ходе переговоров по программе расширенного финансирования с этой организацией премьер-министр Андрей Кобяков.
В свою очередь, Лукашенко подчеркнул: «Хороший кредит, хороший объем, который я у них просил, и процент хороший. Ни Россия, никто нам под такой процент деньги не дает, поэтому это выгодно, не обсуждается».
«Условия действительно привлекательные. Размещение евробондов, например, обходится Беларуси гораздо дороже», – отметил в комментарии для Naviny.by экономический эксперт «Либерального клуба» (Минск) Антон Болточко.
Последняя по счету миссия МВФ работала в Минске с 9 по 20 ноября и постфактум сообщила, что консультации продолжатся в дистанционном режиме.
То есть денег пока не дают, дожимают белорусскую сторону по каким-то вопросам. По словам Болточко, «диссонанс и расхождение» касаются прежде всего скорости и глубины реформ.
МВФ настаивает на периоде от полугода до полутора лет, Минск хотел бы растянуть сомнительное удовольствие на три-пять лет. Почему торопиться следует медленно, Лукашенко на совещании 1 декабря объяснил так: «С бухты-барахты делать нельзя, сломаем страну, обидим народ, дестабилизируем обстановку и потеряем в результате Беларусь».
Резюме главы государства таково: договариваться с МВФ стоит, но при этом – придерживаться национальных интересов.
Да, МВФ применяет практически одну и ту же матрицу к разным странам, так что в этом плане и впрямь важно «не попасть в кабалу требований», отмечает Болточко. Вместе с тем, добавляет он, решить накопленные проблемы точечным реформированием, к которому тяготеют белорусские власти, нельзя, «так можно только ухудшить положение».
«МВФ сейчас ревностно относится к выдаче кредита Беларуси», поскольку имеет негативный опыт прежнего сотрудничества, подчеркивает собеседник Naviny.by. Выдавая деньги траншами, фонд постарается контролировать ход реформ, полагает эксперт.
Вместе с тем он оценивает вероятность получения кредита МВФ как высокую, а вот кредита ЕФСР – как среднюю. Выделение евразийского займа требует фактически политического решения Москвы (в частности потому, что Беларусь уже активно пользовалась этим источником), поясняет Болточко.
Кто ответит за обдираловку?
Можно предвидеть, что о кредите ЕФСР Лукашенко поведет разговор, когда встретится наконец в Москве с Владимиром Путиным (намеченный ранее на 26 ноября визит был перенесен – как полагают комментаторы, из-за внезапного российско-турецкого конфликта).
Многие аналитики предполагают, что Кремль, в свою очередь, попытается связать денежный вопрос с размещением своей авиабазы в Бобруйске, от чего Лукашенко отбивается.
Так, может, белорусское руководство гордо откажется от денег с востока, предпочтя западные?
«Минск попытается получить деньги и там, и там, придерживаясь мудрости Ходжи Насреддина: соглашайся на условия, а потом или ишак умрет, или падишах», – предположил в комментарии для Naviny.by минский аналитик-международник Андрей Федоров.
В то же время белорусское руководство попытается по возможности «отвертеться от размещения российской авиабазы», полагает эксперт.
Впрочем, трудно будет отвертеться и от базы, и от преобразований, на которых настаивают как МВФ, так и ЕФСР.
Пока прогнозы независимых экспертов в основном сводятся к тому, что Лукашенко может дать отмашку разве что на отдельные, половинчатые реформы. Но при таком подходе процесс может свестись к банальной обдираловке без выхода на эффективную экономику.
Показательно прозвучавшее на совещании рассуждение президента о повышении пенсионного возраста: «Если не мы сегодня это сделаем, то все это ляжет на наших детей. Если в правительстве у кого-то тренд бежать впереди паровоза, то я хочу предупредить – не делайте этого».
Вот и пойми: безотлагательно браться за пенсионную реформу или, наоборот, отложить ее в долгий ящик?
Но эти взаимоисключающие тезисы не стоит списывать на сумбурность мышления. Напротив, можно усмотреть дальновидный расчет.
Подумайте, кому в итоге суждено ответить за крутые тарифы, повышение пенсионного возраста и низкие зарплаты. Тут и к бабке не ходи: заокеанским дядькам из МВФ да правительству, которое снова не так поняло. Пожертвовать несколькими чиновничьими головами – дело техники.
При этом главный белорусский начальник всегда сможет сказать: я же им велел не бежать впереди паровоза, не резать по живому, да вот не послушали.
Источник: naviny.by