Страсти вокруг нового транспортного сбора накаляются

Страсти вокруг нового транспортного сбора накаляются

Посыл нововведения прост и понятен: кто сильнее всех портит дороги, тот и должен платить за их восстановление. По подсчетам Росавтодора, вред, который всего за одну поездку причиняет дороге 12-тонный грузовик, равен нагрузке примерно 40 тысяч проездов легковушек. Дороги же в России ремонтируются в основном за счет транспортного налога с владельцев легковых авто. Этих денег не хватает. Сегодня государство тратит на дороги примерно 1 трлн рублей в год, а ущерб, который наносят грузовые автомобили в два с половиной раза больше.

 Спору нет, наши разбитые дороги приводить в порядок нужно, только вот непонятно, почему такая простая и, казалось бы, очевидная истина озарила наших государственных мужей именно сейчас, когда бизнес и население и так страдают от роста цен и тарифов при одновременном снижении доходов? Ведь законодательная база, позволяющая ввести новый сбор, принята несколько лет назад, когда кризис еще не так сильно бил по экономике.

Еще в 2011 году соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации». А 14 июня 2013 года правительство РФ выпустило постановление № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». С 18 мая 2015 года в это постановление было внесено изменение. Размер платы увеличивался с 3,5 до 3,73 рубля за километр. Одновременно устанавливалась и дата начала действия этой нормы – 15 ноября 2015 года.

Неуплата такого сбора грозит простому водителю в соответствии с новой статьей 12.21.3 КоАП РФ штрафом 5 тысяч рублей, а если владелец автомобиля юридическое лицо, то штраф возрастает сразу до 450 тысяч рублей.

 За повторное нарушение потребуют выложить миллион. На худой конец провинившихся могут привлечь к административной ответственности.

 Статья 5.63.1 КоАП РФ – «Нарушение требований законодательства, предусматривающих выдачу специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства». Штрафы по этой статье более щадящие – до 250 тысяч рублей за первое нарушение, и до 500 тысяч рублей за повторное.

Все это вызвало многочисленные акции протеста автоперевозчиков, прокатившиеся по всей стране. Солидарность с ними выразили представители торговли, строители, аграрии, бизнес-омбудсмен Борис Титов.

 Худшие из опасений

 Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять: рост стоимости грузовых перевозок неминуемо вызовет повышение цен, причем абсолютно на все, что доставляется и развозится автотранспортом по необъятным просторам нашей Родины, включая продукты питания, бытовую химию, стройматериалы, мебель и т.д.

 Недаром грузоперевозки, как и цены на бензин, считаются «священной коровой» любой экономики: всякое изменение условий транспортировки неизбежно отражается на состоянии экономики и торговли в целом.

 Размышления кабинетных экспертов о том, что при росте транспортных расходов производители и ритейлеры могут и не повышать цены на товары, а снизить собственные наценки, кажутся далекими от жизни. Даже школьнику понятно, что любой бизнес не будет работать себе убыток и при любой возможности переложит издержки на потребителя, тем более что закон ему это позволяет.

Разработчики дорожного сбора лукавят, что нововведение повысит цену товаров всего на 1% (эта цифра взята при расчете доставки грузов лишь на 100 км). При расстояниях в 300–500 км подорожавшие перевозки вызовут рост цен для ритейлеров на 4%, а с учетом издержек – как минимум на 6–8% в рознице.

 Новый дорожный сбор провоцирует всплеск неэмиссионной инфляции, ради удержания которой Центробанк уже более десяти лет душит отечественную экономику непомерно дорогими кредитами.

 Многие отрасли реальных секторов экономики уже сейчас балансируют на грани рентабельности. И для них дальнейший рост издержек приговору подобен. Молочники боятся, что дорожный сбор в 3,5 рубля за км приведет к росту цен на молоко на 10%. При полупустых кошельках наших граждан это означает, что ритейлеры не смогут продать каждую десятую упаковку цельного молока. Молоко наших коров будет скисать на прилавках магазинов, его полностью вытеснит порошковое. Производителю экологически чистой продукции придется ужиматься, а значит сокращать работников, меньше налогов отчислять государству, повышать цены.

Наконец, серьезный ущерб будет нанесен и самим автоперевозчикам. Расчеты показывают, что доходность перевозок фурами с нынешних 8 рублей за км упадет до 5 рублей. Предвидя это, некоторые автоперевозчики уже заявили, что поднимут цены на услуги на 30%.

 Кому это выгодно?

 Меньше всего новый сбор отразится на стоимости дорогих товаров – элитного алкоголя и шикарных иномарок, а хуже всего придется производителям недорогой массовой продукции. Продукции для того самого народа, о благе которого так пекутся чиновники. Так, например, перевозка песка и щебня по цене в 500 рублей за тонну станет попросту нерентабельной. Отказаться от этих материалов просто невозможно. И строителям придется закладывать повышение расходов в рентабельность.

Сторонники введения нового транспортного сбора отмечают, что он уже в 2016 году даст бюджету около 40 млрд рублей. В Министерстве транспорта готовы раскрывать информацию, на что и куда именно будут направлены эти деньги. Допустим, что махинаций при строительстве дорог удаться избежать, чего, кстати, до сих пор никому не удавалось. Но не будем забывать, что в любом случае эти 40 млрд будут изъяты с внутреннего рынка. Значит уменьшатся оборотные средства десятков тысяч предприятий мелкого и среднего бизнеса. Сократится товарооборот. И новые дороги для большегрузов будут простаивать…

Вот и депутаты Госдумы бьют тревогу, что новый транспортный сбор превратит главное богатство страны – ее необъятные просторы – в ее же беду. Уже сегодня из-за роста цен областям Дальнего Востока и Калининграду проще и дешевле закупаться у иностранных соседей. Что будет, если покажут характер краснодарские и волгоградские сельхозпроизводители? Из-за подорожавших перевозок им выгодней будет грузить свои овощи на корабли и отправлять в Данию на корм скоту.

По подсчетам логистических компаний, доставка каждой фуры овощей из Тулы в столицу с уплатой дорожного сбора обойдется на 700 рублей дороже, из Орла – 1400 рублей.

 Если так пойдут дела, то транспортная составляющая разрушит экономическое единство страны и под угрозой окажется национальная безопасность государства.

 Первые итоги

 Первые две недели работы системы взимания платы с грузового транспорта «Платон», названной так от сокращения фразы «плата за тонну», принесли бюджету более 550 млн руб. Так что, судя по всему, «Платон» никто отключать не будет. И ни о каком моратории на транспортные сборы и штрафы речи не идет.

Встречи с министром транспорта РФ Максимом Соколовым удовлетворили далеко не всех дальнобойщиков, выступавших против системы взимания нового сбора. Да, штрафы за неуплату понизили до пяти тысяч рублей и до марта следующего года понизили стоимость одного километра федеральных дорог с 3,73 до 1,53 рубля, но не этого требуют большинство протестующих. «Чиновники пошли на отступную, чтобы со временем поднять и штрафы, и стоимость за километр федеральных дорог. После этого заставят платить и за региональные дороги. И тогда мелкие перевозчики просто обанкротятся», – признается журналистам один из участников протестной акции. Вот почему введение новых поборов вдобавок к уже имеющимся (акциз на топливо, транспортный налог) водители-дальнобойщики называют грабежом.

Примечательно, что главной причиной для возмущения перевозчиков стало даже не введение платы, а отсутствие обещанных оператором системы «Платон» бесплатных трекеров – бортовых устройств, сигнал от которых должен подтверждать маршрут следования грузовика для взимания платы с использованием глобальных спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС /GPS. Без этих устройств грузовик, выехавший в рейс с 15 ноября 2015 года, нарушает требование законодательства, за что предусмотрена серьезная административная ответственность.

 Возмущенных дальнобойщиков подогревают слухи о том, что вместо исправления ошибок, на которые жалуются перевозчики, с помощью системы «Платон» тем временем планируют взимать плату за проезд не только с грузовиков, но и автобусов и даже легковых автомобилей. 

Не случайно же на сайте системы появились соответствующие вкладки? Что это означает, официальных комментариев пока нет. К тому же, появилась информация о том, что на фоне моратория на штрафы, введенного Минтрансом РФ, МВД России разработало законопроект, который существенно ужесточает ответственность водителей грузовиков за нарушение правил перевозки

На фоне противостояния вокруг «Платона» активизировались различные политические силы. Крупные производители и продавцы продовольствия отметили перебои с поставками до 30% товаров. Недопоставка продуктов питания грозит штрафами, которые сети выставляют поставщикам.

Почему же так упорно чиновники защищают свою систему, а вместе с ней и интересы концессионера – РТИТС (компания «РТ-Инвест Транспортные Системы», созданная совместно госкорпорацией Ростех и ООО «РТ-Инвест»), вложившего немалые деньги в автоматизированную систему дорожных сборов.

Чиновники признают, что в начале запуска «Платон» владельцы и водители 12-тонников столкнулись с трудностями. Однако большинство из них уже преодолено. Так, в частности, плату за проезд теперь можно вносить в терминалах системы Qiwi.

 Но «Платону» закон не писан. Система, как уверяют дальнобойщики, продолжает автоматически штрафовать водителей по заложенной программе.

 А плату за проезд списывать по стоимости 3,73 руб. за 1 км вместо обещанных чиновниками 1,5 руб.

Законодатели решили усмирить «Платон» по-своему, предложив сразу несколько законопроектов, связанных с взиманием платы за проезд с грузовиков. Но понятно, что при всех благих намерениях для рассмотрения законопроектов требуется время: иногда на принятие важных инициатив уходят годы. А перевозчикам ждать некогда, без них остановятся стройки, заводы, торговля.

Стоит упомянуть и еще об одном предложении депутатов. Почему бы не выдать целевые кредиты отечественным дорожно-строительным компаниям, обязав их строить дороги по более надежным немецким технологиям, но с помощью нашей рабочей силы и техники? Миллиардные заказы оживили бы сразу несколько отраслей, включая металлургию и машиностроение. Платежеспособный спрос вдохновил бы на развитие малый и средний бизнес, автопром и фермеров. Но такой подход вряд ли поддержат в Министерстве экономического развития РФ, потому что он не укладывается в удобную чиновникам монетаристскую модель экономики.

А с системой «Платон» придется мириться всем. Поэтому остается надеяться на то, что чиновники все же услышат дальнобойщиков, а сотрудники ГИБДД отнесутся к ним с пониманием. В противном случае, коллапс ожидает не только систему грузовых перевозок, но и, возможно, экономику страны в целом.

 

Иван Полетаев

Источник: stoletie.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий