Ничего не предвещало такой развязки. Еще весной казалось, что Россия и Турция нашли друг в друге опору и полное понимание своих проблем. Россия подставила плечо Эрдогану в тот момент, когда, казалось, очередная цветная революция вот-вот готова была начаться на улицах Анкары.
1 декабря 2014 года, находясь в Анкаре, президент России Владимир Путин объявил о том, что Россия вместо «Южного потока» будет строить иной поток, “Турецкий”. Именно эта дата стала точкой отсчета нового периода в отношениях между Анкарой и Москвой. Новые контракты, новый экономический потенциал, возможность стать единственным газовым хабом для Южной Европы – все это дал Эрдогану президент России. Взамен Россия получила «понимание» ее интересов в Крыму и Сирии.
Но дружба продолжалась недолго. Уже летом 2015 года она начала «остывать». Сначала Турции не понравилась цена газа, затем количество веток газопровода. Все это было отражением подводных процессов. А 6 октября (через неделю после начала операции ВКС РФ в Сирии) было объявлено, что будет построена только одна ветка «Турецкого потока». Подготовка российской военной операции в Сирии и вступление России в войну на стороне Асада, скорее, и стали тем фактором, который перечеркнул хорошие начинания 2014 года.
А по-другому быть и не могло. Обе страны должны были либо поступиться своими интересами, либо столкнуться. Сирия – это болевая точка Ближнего Востока для многих стран, в том числе для Турции и России. Возможное свержение режима Асада в Сирии не оставляло Москве иного шанса сохранить свои позиции в регионе, чем прямое вмешательство. Эрдоган тоже не может отступить…
Исламизм и новая Оттоманская империя
Новая Оттоманская империя – идея фикс Эрдогана и той части турецкого общества, которая его поддерживает. Благодаря этой объединяющей идее он смог подавить оппозицию в армии, консолидировать значительную часть общества под своими знаменами. Но империя не может строиться на национальном принципе. Империя и национализм не могут иметь ничего общего. Будь то турецкая империя, русская или американская. Эрдоган это прекрасно понимал, и поэтому скатывание его в более-менее радикальный исламизм было неизбежным. Именно исламские проекты постепенно преобразовывали Турцию и страны вокруг нее.
Отсюда и помощь в перемещении мусульманских беженцев в Европу и возможное последующее заселение ими Балканского полуострова. Перемешав народы и объединив массы под белым полумесяцем на красном фоне, легко получить десятки миллионов новых подданных, которые будут с надеждой и обожанием смотреть на нового султана-халифа.
Именно поэтому с самого начала Анкара сделала ставку на разнообразные исламские проекты. Сначала образовательные, а потом и террористические. Разрушение светских государств Ближнего Востока и образование турецкого халифата со столицей в Анкаре.
Именно здесь сошлись временно интересы двух стран – Турции и США. Правда, обе они ставили перед собой абсолютно разные цели. США хотели на Ближнем Востоке устроить управляемый хаос. Для этого сносились все светские режимы региона, перекраивались границы и начиналась война: постоянная, вялотекущая, но управляемая.
Турция, как уже было сказано выше, считала, что сносить надо все режимы, кроме их самих, а перекройка границ должна происходить в интересах новой империи.
В 2013-2014 гг. стало очевидным, что дорожки нео-оттоманской Турции и Вашингтона разошлись…
ИГ и все-все-все
Дитя многих отцов и закономерный результат работы спецслужб многих стран – вот что такое ИГ в моем понимании. Так случилось, что радикальный ислам – это очень удобный инструмент, которым хотели воспользоваться многие: США, Турция, Саудовская Аравия, Катар… Израиль. Вообще организации типа ИГ в регионе Ближнего Востока – очень удобное оружие. Причем самоокупаемое.
После захвата месторождений с нефтью финансирование организации стало вообще беспроблемным.
Постепенно, благодаря поставкам оружия и людей, Турция перехватила управление над многими бандами региона. Сирийская оппозиция не может не считаться с позицией Анкары. Само ее существование полностью зависит от поставок через турецкую границу. Турецкий «военторг», регулируя поставки между отрядами, может резко усиливать одни из них и ослаблять другие.
Думаю, ситуация для читателя понятна и дальше пояснять в этом направлении не нужно.
Итак, Турция несколько лет активно строит Оттоманскую империю (после двух десятков лет подготовки). Фактически ИГ, как и другие террористы Ближнего Востока, расчищают Турции путь на юг и одновременно, выдавливая местное население в Европу, создают предпосылки для прыжка на Балканы.
Россия
И в эти раскладки вмешалась Россия, которая попыталась все эти схемы нарушить. Россия хочет и, как показали последние события, может уничтожить ИГ. Тем самым для Турции ситуация переворачивается с ног на голову. И даже становится хуже исходной.
О Балканах можно будет забыть. Южная граница останется нерушимой, а в результате последних войн образуется независимый Курдистан, который первым делом займется расчленением уже самой Турции.
Впрыгнув один раз в водоворот, у Турции фактически нет из него выхода – либо победить, либо уйти на задворки истории.
На этом их и поймали США. Не знаю, какие они там обещания давали перед провокацией, но удар по российскому самолету был произведен. Причем удар осознанный и жесткий.
Даже расстрел летчика в воздухе произвели турецкие «правосеки» («Серые волки»), чтобы поднять градус и сделать отступление назад невозможным. Фактически кто-то (а кроме США я никого не вижу) осознанно толкнул Турцию на конфликт с Россией, итогом которого по замыслу организаторов будет втягивание последней в ближневосточные разборки. В этом случае сама «логика конфликта» заставит Россию таскать для американцев каштаны: создавать независимый Курдистан.
США нужно плотно втянуть Россию в войну на Ближнем Востоке и попытаться руками РФ создать большой Курдистан, который окончательно взорвет регион. Одновременно с этим поток беженцев из региона смоет уже затрещавший кордон Европы, попутно решая для США еще одну проблему.
Параллельно с этим решается и третья задача. США совместно с другими взрастили ИГ, опекали его до того момента, когда он перестал нуждаться в «отце-основателе», отдали его под руку Анкары, а теперь… надо заметать следы. Образ борца с терроризмом не должен иметь пятен. А страной – пособником террористов будет Турция.
Не зря в СМИ в последнее время вновь всплыли факты старых связей семьи Эрдогана и террористов. Прочная связь Анкара-ИГ, закрепленная в массовом сознании, взорвет Турцию и откроет путь к Курдистану, а уж он взорвет весь Ближний Восток. Мечта США сбудется. А на роль обезьяны, таскающей каштаны для Вашингтона, предложена Россия.
Прекрасная схема, достойная иезуитов.
Для России главное – не попасться на эту удочку и победить соблазн. Ведь очевидно, что США и «союзники» по НАТО выставили Турцию на «убой» России, предлагая последней сделать «это». У Турции хорошего выхода из данной ситуации нет, а у России есть, но это не путь дальнейшей конфронтации с Анкарой…
В поисках выхода
Пока для обывателя складывается впечатление, что Запад бросил Турцию на растерзание России. Думаю, что это впечатление обманчиво. Скорее всего, это приманка, на которую Россия должна клюнуть. Далее США сделает все, чтобы выровнять ситуацию и перехватить бразды управления процессом демонтажа стабильности на Ближнем Востоке. Для этого Турции постепенно будут оказывать помощь, надавливая на Россию в ее болевых точках.
Ничего личного. Это политика.
По итогу оба противника должны ослабнуть и покориться воле сильнейшего…
Чтобы этого не допустить, нужно иное решение. Как бы сейчас ни хотелось разнести Турцию в трах-тарарах, надо найти ту линию поведения, которая позволит и России и Турции выйти из этого конфликта не потеряв лицо.
Эрдоган всю свою политическую карьеру строил новую Большую Турцию, и он просто так не может уступить (ему этого не позволит та часть турецкого общества, на которую он опирается). Для него и его политической силы это будет крах. С другой стороны, очевидно, что для Эрдогана путь спасения – только через восстановление отношений с Россией, пусть и на много более худших условиях. Скорее всего, Анкара будет искать примирения с Москвой, при этом одновременно сдерживая словами свою ультранационалистическую чернь внутри страны. Опасная дорожка, но другой нет.
Москва, думаю, это тоже прекрасно понимает. Как и понимает тот шанс, который выпал ей. Фактически сбитый Су-24 – сродни сбитому над Донбассом малазийскому «Боингу». После этого события возможности решений в Сирии для Москвы резко расширяются. Главное, не увлечься давлением на Турцию. Есть черта, за которую Эрдоган отступить не может. Переступив за эту грань, Россия попадет в ловушку, которая может стать для нее роковой. А вот умело использовать оплошность Турции можно и нужно.
Akbar
Источник: cont.ws