Станет ли Крым российским Египтом

Станет ли Крым российским Египтом

Рынок туризма серьезно просел, начиная с прошлого года. Падение это вызвано сразу несколькими причинами, и поводов для оптимистичных прогнозов не очень много — за границу ехать дорого, но путешествовать по России не дешевле, говорят эксперты туристического бизнеса.

В Европе дорого, на Востоке нестабильно

Поворот в сторону внутреннего туризма в России происходит вследствие того, что за последние полтора года рынок выездного туризма находится в кризисе, который начался с массового банкротства турфирм. В этом году прибавились страхи терактов и в целом нестабильная обстановка в странах арабского Востока, на пляжах которого русские обосновались давно и надежно. До недавнего времени.

«В среднем рынок выездного туризма сократился на 40-45%. Меньше всего просел рынок пляжного туризма. Скажем, Турция теряет 15% /до последнего инцидента со сбитым российским военным самолетом – прим. ФАН/. Направления в Испанию сократились на 50% в силу стоимости. Италия потеряла меньше, примерно 35%, очевидно в силу того, что культурно-познавательный туризм там сочетается с отдыхом на пляже. Еще с прошлого года очевидно значительное падение направлений на Восточную Европу», – рассказал заместитель директора Северо-Западного регионального отделения РСТ Павел Румянцев.

Теракты в данный момент пугают тех, кто намеревался поехать в Европу посмотреть на достопримечательности, повидать мир. В этой части туристического сообщества наблюдается потеря интереса к Европе. В то же время туристы, ездящие ежегодно на горнолыжные европейские курорты, кажется, ничего не боятся и даже в этом году продолжают паломничество на заснеженные вершины.

Садитесь жрать, пожалуйста

Если где-то убыло – значит, где-то прибудет, гласит рыночный закон. Но не всё так просто в России и с внутренним туризмом. Путешествия по стране осложняются целой вереницей социальных проблем, которые, казалось бы, напрямую к турбизнесу не относятся, но сильно влияют на качество отдыха.

Представители турфирм в один голос заверяют, что те россияне, кто египетским пляжам предпочел родные просторы, пребывают в легком шоке от того, какое качество отдыха и обслуживания они получают за те же деньги в России. Но главной проблемой в России остаются дороги.

«Очень трудно с транспортным сообщением. Если мы спокойно комплектовали группу за рубеж, позволяя себе выбирать между авиакомпаниями, то в странах СНГ, таких как Армения, Грузия, Узбекистан, очень трудно с авиаперелетами. В те места, которые мы предлагаем, как альтернативы зарубежному отдыху, и в места комфортного отдыха в России, прежде всего, очень трудно добраться. Вот есть там гостиница со SPA-комплексом и бассейном, а дороги туда нет. Или дорога есть, но через полтора километра кончается. Приплюсуйте сюда перебои с электричеством, водой и в целом бытовые трудности, которые у нас не считают трудностями в принципе. Подумаешь, света ночью нет – мол, ночь для того, чтобы спать», – говорит генеральный директор туристической компании «Вокруг света» Любовь Кузьмичева.

Вообще проблема сервиса весьма актуальна для туроператоров. Вероятно, многие путешественники в России сталкивались с неработающим душем, холодной водой в горячем кране, плохим замком в туалетах, угрюмыми официантами, шумными горничными. Со слов туроператоров, эти по нашим меркам «мелочи жизни» перестают таковыми являться для тех, кто решил спустить кровно заработанные на каникулах. Даже самые закаленные туристы вкусившие зaбугорный all inclusive, будут тосковать по улыбчивым аниматорам и прекрасном сервисе. Но что самое важное – едва ли кто-то из них поедет вновь путешествовать по России на следующий год, предпочтя подождать, когда откроют Египет. Поэтому, пока российский внутренний туризм будет вставать на крыло, количество желающих колесить по родным просторы вряд ли будет серьезно расти.

«В прошлом году я был на Байкале, – говорит Павел Румянцев. – Я остался крайне недоволен состоянием пространства вокруг озера. Банальный пример: подходит теплоход, а причала нет. Люди запрыгивают в надувную лодку, и потом матросы за руки затягивают их на борт. И если молодых мужчин такая история не очень смущает, то с пожилыми туристами ситуация обратная. Тот же кемпинг – ладно, там баня не работает, но даже элементарно не работает замок на двери».

Корни этих проблем охватывают сразу несколько сложных областей, включая социальные. И поэтому накручиваются друг на друга.

«Мы недавно отдыхали где-то на горнолыжном курорте в Ленинградской области и оформляли сноуборд в прокат. Оформляли долго, с паспортными данными, с договором аренды. А за нами за эти полчаса выстроилась огромная очередь. Проблема объективная, но почему-то на горнолыжных курортах в Европе она решается по-другому», – говорит генеральный директор петербургской турфирмы «Аврора» Любомир Христов.

«Я вам объясню, почему так происходит, – отвечает коллеге Любовь Кузьмичева. – Бумажки, залоги в два раза больше стоимости путевки – это все от безысходности. Это просто попытка как-то себя обезопасить. Потому что если у вас украли сноуборд, полиция едва ли будет всерьез заниматься его поисками».

Когда Крым стает альтернативой?

Туроператоры всерьез опасаются за Крым, которому в наследство от прошлой власти остались те же плохие дороги и неподготовленная инфраструктура.

По заявлениям туроператоров, Крым – чуть ли не единственное место в России, где прекрасная экосистема и климат, пригодный для отдыха с мая по октябрь. Любовь Кузьмичева отмечает, что раньше в Крым ездили люди, желающие сэкономить. Билет на автобус можно было купить за 700 рублей. Сегодня Крым существенно подорожал в виду нестабильной экономической ситуации и в силу того, что самый действенный способ добраться до полуострова – на самолете.

«Билеты в Крым выросли в цене невероятно. Сначала билет на самолете туда-обратно стоил 12 тысяч, потом 19 тысяч, затем 26 тысяч, сегодня цена достигают 42 тысяч. У нас просто нет выбора, потому что авиаперелеты в Крым осуществляет по сути одна компания, которая делает на этом рынке что хочет. Крым теряет туристов из-за этой колоссальной стоимости перелетов. Это основной тормозящий фактор», – отмечает Любовь Кузьмичева. (Отметим, беседа с экспертом происходила еще до нынешнего крымского блэкаута, который тоже не добавит полуострову бонусов по части туризма).

Дорого — не значит необоснованно

Впрочем, Любомир Христов считает подорожание билетов в Крым закономерным.

«Чтобы были девять мест по шесть тысяч авиакомпания должна выдать пять билетов по 45 тысяч. Такова ее арифметика. Цена одного кресла туда-обратно на эти два с половиной часа стоит примерно 200-220 евро. Поэтому средняя цена примерно и получается где-то 15 тысяч, но чтобы сделать билет дешевле, нужны билеты и дороже», – говорит эксперт.

«Вообще именно неправильная политика туроператоров и перевозчиков, когда они предлагали продукт, который был дешевле себестоимости, и привела к известному коллапсу на туристическом рынке, который случился в прошлом году. Сейчас маятник качнулся обратно», – говорит Любомир Христов.

Проблему с Крымом эксперт считает вполне решаемой. И если с авиаперевозчиками процесс пока таков, каков есть, то в плане уровня обслуживания и персонала на земле скифов вполне возможно благоденствие. Произойдет это, если власти смогут удерживать там специалистов.

«Ситуация не трагическая. Важно, чтобы персонал, который занят в гостиницах, был там занят круглый год. Чтобы люди нарабатывали опыт, но не уходили работать в другие сферы», – подчеркнул эксперт.

Прогнозировать даты окончания тотального туристического кризиса операторы не берутся, но уверяют, что Крым, хотя и имеет ряд проблем, при правильном подходе вполне может стать для россиян альтернативой зарубежному отдыху.

Диана Колобаева

Источник: riafan.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий