Политические баталии в Карачаево-Черкесии связаны с приближением окончания срока полномочий Рашида Темрезова.
Впервые за последние пять лет в Карачаево-Черкесии наблюдается всплеск политической и общественной жизни. Эксперты связывают это с приближением окончания срока полномочий Рашида Темрезова на посту главы КЧР.
Хотя в Карачаево-Черкесии отменены прямые выборы главы, с каждым днем в республике нарастает накал политических страстей.
В пятницу 13 ноября карачаевские организации провели сразу два массовых мероприятия – собрание общественности и съезд карачаевского народа. Первое организовали околовластные общественные объединения, а съезд карачаевского народа – независимые.
Съезд под крылом молодежи
Организатором съезда карачаевского народа, прошедшего в Черкесске 13 ноября, выступил Союз карачаевской молодежи. Проведение съезда также поддержали представители четырех карачаевских общественных объединений.
«К нам обращается много людей из разных городов и районов республики со своими проблемами. И мы решили провести такой съезд, выслушать всех, а потом озвучить все вопросы перед властью», – рассказал КАВПОЛИТу председатель организации Владимир Биджиев.
Первоначально проведение съезда было запланировано в Госфилармонии Черкесска, организаторы заключили с Минкультуры КЧР договор о предоставлении помещения. Однако за неделю до проведения мероприятия министр культуры Мадина Гогова заявила, что договор признан ничтожным, поскольку в соответствии с данными управления Минюста по КЧР организация «Союз карачаевской молодежи» находится в стадии ликвидации.
Владимир Биджиев называет подобные заявления нелепыми, так как никаких собраний, где бы принималось решение о ликвидации организации, не проводилось. Да если бы и проводились, то организация еще не ликвидирована и имеет право вести деятельность. Биджиев убежден, что отказ предоставить помещение для проведения съезда связан с политическими мотивами.
13 ноября у здания филармонии находились сотрудники ОМОНа, двери были закрыты. Участников съезда организаторам пришлось отправлять в Центр развития предпринимательства КЧР, не приспособленный для проведения массовых мероприятий.
И тем не менее на съезд все же собрались около 200 делегатов Черкесска, Карачаевска, Зеленчукского, Малокарачаевского, Карачаевского и Прикубанского районов.
Выступающие говорили о нарушениях прав граждан, безработице, земельных проблемах, клановости и коррупции. Особое внимание было уделено проблемам оттока карачаевцев из республики. В итоговой резолюции участники съезда потребовали выполнять поручения федерального руководства по искоренению клановости и коррупции, а также не препятствовать общественности в организации площадки для обсуждения проблем.
Попытки сорвать съезд
Несколько раз на съезде карачаевского народа предпринимались попытки сорвать мероприятие. Житель Карачаевского района Рамазан Бердиев, ранее проходивший подозреваемым по делу об убийстве заместителя муфтия Карачаево-Черкесии, периодически выходил к трибуне и призывал завершить мероприятие.
Организаторов Бердиев называл «приспешниками шайтана», а помешать проведению съезда его «направил Аллах». Также Бердиев заявил, что «в республике достойная власть, и не надо мешать ей работать».
При этом его не волновало, что перед ним находились и старики, и женщины, которых он все время перебивал и с которыми разговаривал на повышенных тонах.
Примечательно, что в группе с Бердиевым находились глава Карачаевского района Спартак Кущетеров и его заместитель, а также более десятка спортсменов.
Хотя Рамазан Бердиев пытался провоцировать участников съезда на незаконные действия, до столкновений дело не дошло. Но возник большой вопрос у организаторов съезда: почему на месте его проведения не было ни одного сотрудника МВД? Ведь организаторы обращались в министерство с просьбой обеспечить безопасность на мероприятии.
Сторонники власти ударились в панику
Если съезд карачаевского народа был анонсирован за два месяца до его проведения, то не менее массовое собрание карачаевской общественности было организовано за одну ночь.
Собрание прошло также 13 ноября в Черкесске. Местом проведения стал Республиканский драматический театр.
Организатором выступила общественная организация «Карачай алан халкъ» под руководством зампредседателя Народного собрания КЧР Руслана Хабова. На собрание съехалось около 700 представителей карачаевского народа.
Оно прошло при участии глав муниципалитетов, сельских поселений, депутатов и представителей ряда общественных карачаевских организаций.
Участники собрания не сдерживались в выражениях по отношению к организаторам съезда карачаевского народа. Мол, «от имени народа выступать они не имеют права», да и вовсе они «провокаторы».
На собрании заместитель руководителя «Карачай алан халкъ» Сулейман Боташев заявил, что на сегодняшний день в Карачаево-Черкесии существует всего две организации, чьи уставы позволяют выступать от имени карачаевского народа.
«В Карачаево-Черкесии работают только две официальные организации, имеющие первичные отделения во всех районах и местах компактного проживания карачаевцев, у которых в уставных целях обозначено представительство и защита прав и интересов карачаевского народа. Это “Карачай алан халкъ” и “Конгресс карачаевского народа”.
Ни та, ни другая организация в съезде участия принимать не собирается, потому что это расходится с истинными интересами карачаевского народа. Нет сомнения в том, что за всем этим стоит группа людей, которые дезориентируют молодежь и направляют ее на необдуманные действия», – цитирует Боташева РИА «Карачаево-Черкесия».
По его словам, Союз карачаевской молодежи «не имеет права легитимно представлять интересы карачаевского народа, тем более проводить общенациональный съезд в связи с тем, что находится на стадии ликвидации», а также «не уполномочен созывать съезды народа».
Подобные обвинения беспочвенны и абсурдны, считает юрист, представляющая интересы Союза карачаевской молодежи Хауа Чомаева.
«Во-первых, Союз карачаевской молодежи – действующая организация, она не ликвидирована. Она на законных основаниях организовала и провела мероприятие», – сказала Чомаева.
По ее словам, по закону любая инициативная группа, любой человек может созвать такой съезд.
«Такие обвинения можно адресовать любой организации, которая заявит о проведении съезда или собрания. Почему, например, околовластная организация “Карачай алан халкъ”, которой руководит зампредседателя Народного собрания КЧР, наделяет себя такими полномочиями, что только она может проводить съезд народа.
Почему эта организация считает, что только у нее есть такая прерогатива? Поэтому как и с юридической, так и с этической стороны все обвинения в адрес Союза карачаевской молодежи беспочвенны и абсурдны», – заявила Хауа Чомаева.
Зара Аджиева
Источник: kavpolit.com