Про теракты 13 ноября в Париже сказано уже предостаточно. Отмечены и масштабный характер действий террористов с большим количеством жертв, и вопиющая беспомощность спецслужб, и провал политиков, и возможные последствия для Европы и мира разной степени отдаленности и важности. Но некоторые моменты почему-то остаются вне поля зрения подавляющего большинства оценок и комментариев. Попытаемся их обозначить.
Кто так соболезнует?
15—16 ноября в Анталье (Турция) состоится очередной саммит «Большой двадцатки». Теперь он будет проходить под знаком терактов в Париже, ответственность за которые взяло на себя «Исламское государство» (деятельность организации запрещена на территории РФ, — Прим. ред.).
Незадолго до этого с публичной апологией ИГ выступил не кто-нибудь, а глава турецкой внешней разведки (MİT) Хакан Фидан, который предложил открыть на территории Турции официальное представительство этой террористической структуры и заявил буквально следующее: «Исламское государство — это реальность. Мы должны признать, что не можем искоренить столь хорошо организованное и популярное образование, как «Исламское государство». Поэтому я призываю наших западных партнеров, чтобы они пересмотрели свои прежние представления о политических течениях в исламе, отложили в сторону свой циничный склад ума и вместе расстроили планы Владимира Путина по подавлению исламской революции в Сирии».
13 ноября курдские вооруженные формирования при поддержке американской и французской авиации взяли несколько населенных пунктов, находившихся ранее под контролем ИГ, включая город Синджар…
В данной связи весьма интересно соболезнование, которое прислал президенту Франции Франсуа Олланду его турецкий коллега Тайип Эрдоган: «Мы думаем и чувствуем сейчас точно так же, как и после терактов в Анкаре, Суруче, Газиантепе, Ширнаке». Стоит заметить, что жертвами перечисленных выше терактов были как раз политические противники Эрдогана, эти теракты послужили поводом для начала операций турецкой армии против курдов и во многом привели к победе партии Эрдогана на последних парламентских выборах. И версия о том, что к организации данных терактов причастны сами турецкие спецслужбы, выглядела вполне убедительно. То есть, надо полагать, никакой скорби Эрдоган не испытывал ни тогда, ни сейчас, хотя «искренне понимает боль французов» — заметьте, не «разделяет» эту боль, не «сочувствует» ей, а «понимает»… Если данное «соболезнование» — не прямое дипломатическое оскорбление, то что это такое?
Поддержка структур «Исламского государства» со стороны Турции общеизвестна. Её высокопоставленные чиновники открыто ставят вопрос о дипломатическом и международном признании своих подопечных. Их подопечные накануне крупнейшего и важнейшего международного совещания в Турции совершают теракты в столице Франции с множеством человеческих жертв. И ведь — ни слова фактического осуждения этой акции со стороны хозяина саммита G20, позиционирующего себя в качестве одного из патронов «Исламского государства», — только фразы, которые при ближайшем рассмотрении трудно назвать как-то иначе, нежели плохо замаскированное злорадство!
Наказанные Аллахом
Как говорят верующие мусульмане, кого Аллах хочет наказать — того лишает разума. Эрдоган не понимает, что его «подставили» так, как подставляют только «политических смертников»? Да еще и «подставился» сам? Это гораздо хуже, чем преступление, — это ошибка.
После терактов в Париже можно сказать, что политический проект «Исламского государства» в его нынешнем виде закрыт. И те силы на международной арене, которые его продвигали, будут вынуждены понести различные убытки. От продажи своих «активов» (включая боевиков ИГ) по демпинговым ценам — до потери ряда ключевых позиций: как на Ближнем Востоке, так и за его пределами (включая предвыборную гонку в США). Чем раньше они это сделают, тем меньше будут убытки. И наоборот.
В этой связи практически невозможно предположить, что данные силы фактически пошли ва-банк (совершение терактов + ответственность ИГ за них) настолько нерасчетливо: в самом неудачном месте и в самое неудачное время.
Похоже, ими просто пожертвовали, дав неадекватные «вводные» — как пожертвовали Михаилом Саакашвили в Грузии накануне краха Lehman Broth. в 2008 году. И это всего лишь отвлекающий маневр для подготовки и проведения по-настоящему серьёзных операций, касающихся глобальной финансовой системы, где счёт идёт уже на десятки триллионов долларов.
Кстати, на саммите в Анталье одним из центральных вопросов должен был стать саботаж Америкой реформы МВФ, одобренной еще в 2010 году, но до сих пор из-за позиции официального Вашингтона не реализованной. Теперь этот пункт повестки дня, видимо, залит кровью полутора сотен парижан. А если Турцию и Саудовскую Аравию еще и обвинят в поддержке террористов из «Исламского государства», ситуация может на какое-то время вообще перейти в другое измерение. Не напомните, какие там у Анкары, а особенно — у Эр-Рияда, валютные резервы? Думаете, их нельзя «заморозить», как это проделывали и с Ираном, и с Ираком, и с Ливией, и с множеством других «неправильных» государств?
Ничего личного, только бизнес…
Источник: riafan.ru