Почему курды не зовут Россию на помощь в Ирак

Почему курды не зовут Россию на помощь в Ирак

Спецкор «КП» Дарья Асламова находится сейчас в Ираке. В эфире Радио «Комсомольская Правда» мы с ней беседовали о том, что происходит в эти дни в воюющем государстве.

– Переносимся сейчас в Ирак, где борются с террористической группировкой «Исламское государство», запрещенной на территории России. Курдские войска вошли в захваченный «Исламским государством» город Синджар на севере Ирака. Сейчас в Ираке находится наш специальный корреспондент Дарья Асламова.

– Действительно это огромное событие – то, что произошло. Наступление началось позавчера ночью, в 21.00. Синджар – это вообще трагический город, потому что битва за него идет целый год. «Исламское государство» захватило его в августе 2014-го. И тогда произошла массовая резня курдов-езидов. Езиды – это религиозное меньшинство, это древняя религия солнцепоклонников. Большинство из них были взяты в рабство, женщины были использованы как секс-рабыни, сотни мужчин были убиты за то, что отказались перейти в ислам. И вот целый год шла битва за этот город…

Почему он такой важный? По-арабски он называется Синджар, по-курдски называется Шингал. В этой битве погибла масса курдов. Это крайне важный стратегически город, потому что ИГИЛ осуществляет связь между своей столицей в Сирии, городом Ракка, и своей столицей в Ираке, городом Мосулом, исключительно через это шоссе номер 47, за которое шла битва. Это стратегическая линия, все снабжение идет через это шоссе. Сегодня курды фактически полностью освободили город, тут идет зачистка от мин. Это крайне важно и для войны в Сирии. Потому что в таком случае курды подступают все ближе и лишают снабжения игиловцев, которые сидят в Сирии.

Так что это огромная победа, сейчас в Эрбиле (это столица Иракского Курдистана) просто эйфория, особенно в христианском районе, в котором я нахожусь, который называется Анкава. Сюда бежало множество езидов из Мосула, из города Синджар, поэтому многие плачут, волнуются – неужели город Синджар освобожден?Это последние новости, которые есть.

Более того, в освобождении принимали участие сирийские курды, Организация сил народной самообороны, которые приехали и сыграли, возможно, решающую роль в освобождении города. То есть, сирийские и иракские курды сейчас на границе между Сирией и Ираком, они освобождают эти города вместе. Поэтому у них такая взаимопомощь и поддержка сразу сработала. И это важно для нас также, потому что такие победы помогут и нашим людям, и нашей военной авиации в Сирии. И, конечно, помогут тем или иным способом зачистить Сирию от ИГИЛ.

– Я слушателям объясню, что город Синджар это вовсе не маленький город, как может показаться. За год, который город провел под ИГИЛом, его покинули 400 тысяч человек. Это означает, что там было…

– Это очень большой город. Официально беженцами считается 250 тысяч. Десятки тысяч людей пропали, убиты, масса захоронений была найдена, людей хоронили живыми. Это очень страшные вещи, что творилось в Синджаре, что творится в Мосуле. Синджар открывает дорогу на Мосул. А Мосул – это главная точка в Ираке, главное укрепленное место в Ираке игиловцев.От Синджара до Мосула – 80-100 километров.- То есть, практически на финишной прямой?- Да. Но перед этим предстоит освободить город Тель-Афар. Это всего 40 километров. Там тоже сидит укрепленный ИГИЛ. Вопрос: как ИГИЛ будет мстить курдам, и с какой стороны они пойдут? Потому что они могут спровоцировать атаки на Эрбиль, совершенно мирный город. Известно уже, что у игиловцев есть химические бомбы. И вот они все время угрожают, что сбросят на Эрбиль химические бомбы, проведут химические атаки. Потому что все на самом деле очень близко. Тут можно по дороге ехать и заехать не туда, просто не в ту сторону. Контрольные пункты переходят из рук в руки. Но курдов можно поздравить с такой победой, потому что это одна из решающих схваток.

– Как бы там ни было, насколько я понимаю, курды останавливаться не собираются. И, несмотря на все угрозы со стороны ИГИЛ, будут стараться наступать на Мосул.

– Я говорила с командирами, в кулуарах они говорят напрямую, что американцы не хотят, чтобы курды взяли Мосул.

– Интересная позиция.

– Да. Это мне уже не раз говорили командиры. Конечно, я не могу называть их имена. Американцы вроде год уже бомбят, и никакой помощи. Но курдские командиры говорят напрямую, что мы бы уже давно взяли Мосул, если бы было на то решение Багдада. А Багдад боится того, что курды захватят Мосул – они считают его своим городом. Город крайне богат нефтью. Именно оттуда ИГИЛ делает деньги, огромные деньги. Собственно говоря, Мосул и торговал с той же Турцией по дешевке нефтью. Через эти самые пути, коммуникации, за которые сейчас сражаются курды. И отрезать им эти коммуникации крайне важно. Но Мосул, где сидит детище американцев (это, кстати, тоже ни для кого не секрет, любого таксиста в Эрбиле спросить, и он скажет, что ИГИЛ – это производство Америки), не дают взять курдским командирам. Они об этом напрямую говорят. То есть, не поддержат взятие Мосула американцы, и пытаются это дело отклонить. Так же, как и Багдад, пытается отклонить, потому что боится, что курды возьмут Мосул, а это значит, будут контролировать самую нефтяную точку Ирака.

– Даша, бои в Ираке ведутся без поддержки российской авиации. Есть ли какая-то информация о том, может быть, попросит ополчение, люди, которые борются с «Исламским государством», о помощи все-таки российскую авиацию?

– Я вчера задала такой же прямой вопрос, разговаривая с человеком, который осуществляет международные отношения Иракского Курдистана, господином Абдул Салам. Я спросила его напрямую. Но он дипломат, конечно, и так и этак крутил и под конец сказал: добро пожаловать все, кто может нам помочь. Я говорю: но вы же не просили напрямую помочь российскую авиацию, например, в освобождении Мосула. Говорит: понимаете, здесь столько перепутано геополитических интересов, пока Россия с Америкой не договорятся… Ну, суть была в том, что пока Россия с Америкой не решат этот вопрос, а мы люди маленькие, мы тут не можем напрямую пригласить Россию. Здесь в принципе все так говорят, Россию они хотят пригласить, но без разрешения Америки они это сделать не могут.

– Я так понимаю, что американцы, конечно, будут не в восторге от этой идеи. Естественно, такого разрешения они не дадут.

– Да, это американская вотчина, они сделают все, чтобы туда русская авиация не попала. Хотя курдам страшно нужна поддержка. Им нужна реальная поддержка авиации. Потому что они рвутся освободить Мосул, они рвутся двигаться дальше, а их все время держат, что называется, на коротком поводке.

– Даша, боевой дух… Действительно они рвутся и сломя голову готовы бежать? Или они серьезно прорабатывают все операции и, скажем так, воздушных замков не строят себе после этих побед?

– Нет, они очень реально оценивают противника, они считают, что это один из самых серьезных противников, которые существуют. У них никаких иллюзий нет. Они считают, что в ИГИЛе сидят очень умные люди, очень практичные, там прекрасные финансисты, прекрасные командиры. Это очень серьезная организация, это не шутки, не игрушки. Вот Синджар пытались освободить в течение года… И бои шли в течение всего года. И вот только сегодня можно сказать о том, что город освободили. Можно представить себе, что за такой в принципе небольшой город (чуть меньше полмиллиона населения) шла такая ожесточенная битва, погибло столько людей, можно представить себе, с каким врагом все мы имеем дело…

Источник: msk.kp.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий