После российского вторжения в Сирию и озвученной возможности участия Кремля в войне в Ираке одним из вероятных сценариев дальнейшего развития событий называют закрепление на политической карте мира двух противоборствующих лагерей. В качестве одного из них выступает Россия и ее союзники – шиитский Иран, Сирия во главе с алавитом Асадом и теперь уже Ирак. Politeka решила проанализировать прочность и логичность такого союза Каждому игроку – по Ираку
Уже вскоре после начала российской операции в Сирии власти Ирака как будто ответили на вопрос всего мира и объявили: да, мы можем попросить Москву поучаствовать в войне и на нашей территории. Как известно, в данный момент в Ираке против ИГ воюют страны Запада и Персидского залива. Также непосредственное участие в военных действиях принимает ливанская «Хизбалла» и отдельные отряды войск Ирана – ВВС и спецподразделение «Аль-Кудс» («Кодс») Корпуса Стражей Исламской Революции (КСИР).
Иран и Запад преследуют разные цели, но имеют общего врага – ИГ. Особых конфликтных ситуаций между ними в Ираке не возникало. Сам же Багдад резонно считается союзником не только Ирана, но и США. И вот на этом фоне появляется информация о готовности пригласить РФ «уничтожить ИГ» и в Ираке. Однако заявление премьера Хайдера аль-Абади, что иракцы будут приветствовать российское участие, так и осталось заявлением – официального предложения, как в случае с Асадом, Кремль не получил.
По ряду причин Барак Обама не допускает участия американских военных в наземных боевых действиях. Поэтому война, которую ведет против ИГ Запад в Ираке и Сирии, при отсутствии кардинальных изменений в балансе сил будет и дальше иметь затяжной характер. США до последнего времени использовали поставки оружия, подготовку солдат и боевиков, а также наносили отдельные авиаудары. В то же время Ираку, который уже не помнит мирной жизни, хотелось бы покончить с исламистами побыстрее. Российские атаки в Сирии эффектны, но вряд ли в Ираке не знают об их истинной эффективности. Одно дело покупать оружие попеременно у США и РФ, что случалось неоднократно. Совершенно другое – брать Россию в военные союзники.
Войны в Сирии и Ираке имеют разный характер. Если в сирийской войне цель России выглядит понятной – укрепить позиции Асада, – то в Ираке такого союзника у Москвы нет. Если же Россия развернет еще один фронт, то придется на самом деле бомбить ИГИЛ. Предположить, что в Ираке и правда надеются на покладистость Москвы, конечно, можно. В октябре Ирак подписал соглашение об обмене разведданными с Россией, Ираном и Сирией. Но и американцы получают разведданные из Багдада. Поэтому логичным будет такой вывод: Багдад пытается подтолкнуть американцев к более активным действиям. Один из влиятельных шиитских духовных лидеров аятолла Али аль-Систани (духовный вождь шиитов Ирака), заявив о расширении антиигиловской коалиции, как раз и намекнул, что в противном случае российская поддержка может пригодиться. Реакция Вашингтона была в этот раз быстрой. Если верить The Washington Post, сейчас Барак Обама как раз рассматривает вариант с отправкой спецназа в Ирак и Сирию.
Конечно, россияне для Багдада могут на первый взгляд казаться более удобными союзниками. Во-первых, они не накладывают особенных ограничений на использование оружия, которое поставляют. Во-вторых, американцы стараются погасить внутреннее шиитско-суннитское противостояние. Они помогают легальной суннитской оппозиции в Ираке и сыграли не последнюю роль в смещении предыдущего шиитского премьера – жестокого Нури аль-Малики. Россияне же, как мы знаем, порвали все связи с суннитским лагерем – что с арабами, что с турками.
Владимир Путин как «вождь» шиитов
Несмотря на соглашение международной группы с Ираном по ядерной программе, Тегеран считается союзником Москвы. Среди общего – оружейные контракты, связи с Асадом и международная изоляция. С той лишь разницей, что Иран из нее выходит, а Россия – наоборот.
Две недели назад в России анонсировали визит в Москву иранской военной делегации. За последнее время таких встреч было достаточно. Летом в Россию прилетали, например, глава генштаба Хасан Фирузабади и командующий элитным спецподразделением «Аль-Кудс» в составе иранского Корпуса Стражей Исламской Революции Касем Сулеймани. Не говоря уже о визитах главы МИД Ирана и других дипломатов. По всей видимости, на этих встречах речь могла идти и об участии РФ в сирийской войне. В начале октября Reuters сообщило, что генерал-майор Сулеймани не только обсуждал этот вопрос с россиянами, но и был инициатором прямого вмешательства Кремля в конфликт. По информации источника агентства, сейчас Иран и Россия разрабатывают совместную военную операцию.
Американские чиновники также предполагают, что Москва как минимум координирует свои действия с Тегераном. Ирану для поддержания группировки «Хизбалла» и палестинских террористов нужны две гарантии. Во-первых, возможность поставок оружия через территорию Сирии. Эту возможность обеспечивает Асад. Во-вторых, само вооружение. Разумеется, кроме собственного, вариантов не так много. Прежде всего российское и китайское. России также нужен Асад или любой другой лояльный президент, который позволит развивать военные базы в Сирии, таким образом сохраняя влияние Москвы в регионе.
Однако на поставках российских вооружений и поддержке Асада общие долгосрочные интересы Тегерана и Москвы заканчиваются. Начнем с того, что Ирану нужна более-менее мирная Сирия. Хотя бы для того, чтобы протянуть через нее газопровод в Европу. Тогда как России необходим контроль только над узкой побережной зоной от Тартуса до Латакии и хаос в остальной части страны.
Дружба дружбой, но выживание режима всегда дороже. А путинский режим зависит от цен на углеводороды. По этой же причине Москву волнуют и недавно обнаруженные источники газа в Средиземном море, которые принадлежат Израилю и Египту. Еще одна весомая причина для дестабилизации – мигрантский кризис. Москве кажется, что это чудесный шанс подкосить Европу. Тем не менее ЕС принимает законы о беженцах, пытается договориться с Турцией, с которой Кремль побил горшки. А Россия рискует оставить «избранного народом» президента Асада без народа – останутся исламисты, другие боевики и сам режим.
Нельзя ожидать, что союз Ирана и России будет крепким. Как только с лидера шиитского мира снимут санкции, Тегеран будет вынужден обдумывать каждый шаг. Конечно, от нынешних ближневосточных игр правительство Исламской Республики не откажется, но формирование полноценной «оси зла» возможно только в том случае, если Иран начнет переходить неформально установленные границы вместе с Москвой.
Китай в стороне
Еще одна главная надежда Кремля – Китай. Пекин также поддерживает с Тегераном теплые отношения. И также имеет свои интересы, отличные от интересов Москвы. Пекину для реализации своего проекта Нового Шелкового пути нужная стабильная ситуация не только в Сирии, но и на всем Ближнем Востоке. До недавнего времени Китай оставался чуть ли не наиболее отстраненной от конфликта большой страной и настаивал, что другим государствам также стоит избегать чрезмерного вмешательства в сирийские проблемы. По мнению представителей КНР, у войны есть только политическое решение.
Кроме того, в Пекине с большой тревогой наблюдают за распространением исламизма, который угрожает Китаю из-за Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, где значительную часть населения составляют мусульмане, и стабильности в близлежащих азиатских странах. Москва же хоть и говорит об угрозе ИГ и борьбе с ним, на самом деле играет с огнем. Ведь с каждым убитым россиянами суннитом угроза теракта в РФ будет только расти. Ведь и чеченцы, и другие среднеазиатские народы – именно сунниты.
Итак, как мы видим, на данный момент Россия действительно пытается создать «междусобойчик» с Ираном и Китаем. И война в Сирии будет отличным тестом на прочность этих связей. У Ирана интересы в регионе сформировались давно и от желаний Москвы не зависят. Поэтому любое действие Кремля, идущее вразрез с планами Тегерана, может разрушить крепкий с виду союз. Основной же целью Китая, в отличие от России, остается мирный Ближний и Средний Восток, который даст возможность продолжить политику экономической и политической экспансии.
Владислав Кудрик
Источник: politeka.net