Два варианта молодежной политики тоталитаризма

By admin Oct 30, 2015

Даже поверхностный взгляд на возрастной состав участников крупных политических событий XIX-XX вв. выделяет среди них непропорционально большое количество людей молодых, что породило в общественном сознании своего рода клише о непременной взаимосвязи возраста и стремления к политическим и культурным новациям.

Немецкий социолог Карл Манхайм, который утверждал, что реформы или революции должна делать молодёжь(1), видимо, имел основание для этого. Быстро развивающиеся нации опираются главным образом на молодое поколение. В общем-то, молодёжь и не прогрессивна, и не консервативна, она – всего лишь сила, готовая к любому начинанию. Молодёжь является скрытым ресурсом любого общества.

Прежде чем начать разговор о деятельности союзов молодёжи необходимо уточнить, что же такое «союз молодёжи». До начала ХХ века термин «союз» по отношению к молодёжным объединениям не применялся. Как правило, союзами именовали политические объединения и партии взрослых.

Например, партия русских монархистов «Союз русского народа», известный «Союз союзов», партия татарской буржуазии «Мосельманнар иттифагы» («Союз мусульман»), «Союз мелких народностей Поволжья» и т.д. С самого начала профессиональные организации рабочих в XIX веке назывались союзами (trade union, на американском английском – labor union). Лишь в период революций 1905-1907 и 1917 гг. термин «союз» постепенно закрепился за молодёжными организациями в России. В англо-саксонском мире ему соответствовало слово «league», а в германоязычных социумах – «Bund» и «Verband».

Очень важно дать предельно точное определение союзов молодёжи для рассматриваемого периода. Союз молодёжи – это соответствующим образом оформленная организация активной части молодёжи определённой социальной или национальной группы, призванная обеспечить политической партии или движению связь с широкими массами молодого поколения для вовлечения его в социальную и политическую борьбу за интересы данной группы и одновременно за удовлетворении своих специфических возрастных интересов. Под словами «соответствующим образом оформленная организация» имеется в виду наличие программных документов, устава, центральных руководящих органов, местных первичных организаций и, как правило, печатного органа.

Только наличие всех вышеуказанных компонентов позволяет судить о том, является ли та или иная молодёжная организация союзом молодёжи, или кружком, группой, временным объединением, выражаясь по-современному, «тусовкой». Классическими примерами союзов молодёжи в первой трети ХХ столетия являлись РКСМ (Российский коммунистический союз молодёжи, созданный 29 октября 1918 г.на I Всероссийском съезде рабочей и крестьянской молодёжи) и Гитлерюгенд (Bund der Deutschen Arbeiterjugend, образованный 4 июля 1926 г. на I Всегерманском съезде НСДАП).

И большевики, и нацисты, в первую очередь, установили жёсткий контроль над воспитанием и образованием подрастающего поколения. Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) в РСФСР и Министерство науки, воспитания и народного образования в Германии включали всю систему воспитания, образования и просвещения. Первым делом было централизовано управление учебными заведениями.

Но работа с молодёжью не ограничивалась рамками школы. В Наркомпросе с самого начала был создан внешкольный отдел, в котором сосредоточивалась функция повседневной работы с детьми, подростками и молодёжью, в том числе контроля и координации действий юношеских и молодёжных организаций.

В НСДАП, начиная с 1922 г., формировался молодёжный отдел для привлечения в национал-социалистское движение подростков и молодёжи. Именно на базе этого подразделения НСДАП был создан Союз немецкой рабочей молодёжи – «Гитлерюгенд». С установлением в Германии диктатуры Гитлера эта организация наращивала свои силы, расширяясь и поглощая все другие молодёжные союзы и организации.

1 декабря 1936 г. последовало издание «Закона о Гитлерюгенде», установившего всегерманский характер этого союза молодёжи правящей партии. Было провозглашено, что «вся немецкая молодёжь объединяется в Гитлерюгенд», чтобы получить «физическое, духовное и нравственное воспитание в духе национал-социализма для службы народу и национальному единству»(2). Все прочие союзы и объединения молодёжи автоматически переходили в Гитлерюгенд.

Опираясь на указания ЦК и своего вождя Ленина, большевистская партия создавала союзы молодёжи по своему образу и подобию, а позже комсомольские ячейки – по аналогии партийных организаций и ячеек, как говорилось тогда, «пролетарские по своей классовой природе, социалистические по целям, задачам, политической платформе, многонациональные по своему составу, интернационалистские по идеологии и политике, организационному строению, самодеятельные по методам работы»(3).

В реальности же большевистские союзы молодёжи вовсе не были пролетарскими; в них очень скоро преобладали крестьянские, мещанские и другие непролетарские элементы. Очень скоро они перестали быть и социалистическими – были переименованы в коммунистические, что ещё больше запутало сознание бедной молодёжи, практически малограмотной и аполитичной. Да и с интернационалистической сущностью в этих союзах дело обстояло не лучшим образом. Коммунистические союзы молодёжи были на деле великорусскими по составу, — вскоре встала задача привлечения в комсомол молодёжи нерусских национальностей. И, наконец, самостоятельности и полного самоуправления у Комсомола не было и в помине.

Комсомол, используя право сильнейшего, был не очень разборчив в средствах борьбы против конкурентов, как слева, так и справа. При поддержке и всемерной помощи партии большевиков РКСМ добил некоммунистические союзы и объединения молодёжи, прежде всего, национальные, то оказывая давление на партийные и государственные органы с целью лишения национальных союзов материальной и иной поддержки, то прибегая к помощи ЧК, то непосредственно участвуя в прямом разгроме их помещений и физической расправе. В советской литературе примеров такого рода искать было бы бесполезно. Но зато в архивах (особенно в бывших партархивах) сохранились недвусмысленные свидетельства комсомольской «красногвардейской атаки» на «контру»(4).

История молодых поколений России и Германии 20-30-х гг. ХХ столетия – это история молодёжи, которая не имела выбора. Не она голосовала за Сталина и Гитлера. Зато юноши и девушки, выросшие в этот исторический период, как ни одно другое поколение до и после них, оказались востребованы государством.

«Молодёжь у нас разная… — писал И.В. Сталин Максиму Горькому. — Есть нытики, усталые, отчаявшиеся. Есть бодрые, жизнерадостные, сильные волей и неукротимым стремлением добиться победы. Не может быть, чтобы теперь, когда мы рвём старые связи в жизни и строим новые, когда ломаются привычные пути и дорожки и прокладываются новые, непривычные, когда целые группы населения, жившие в достатке, выбиваются из колеи и выбывают из строя, очищая дорогу для миллионов забитых и загнанных ранее людей, — не может быть, чтобы молодёжь представляла однородную массу сочувствующих нам людей, чтобы не было в ней расслоения, раскола.

Во-первых, среди молодёжи имеются сыновья богатеньких родителей.

Во-вторых, если даже взять свою (по социальному положению) молодёжь, не у всякого хватает нервов, силы, характера, понимания воспринять картину грандиозной ломки старого и лихорадочной стройки нового, как картину должного и значит желательного, мало похожую к тому же на райскую идиллию «всеобщего благополучия», долженствующую дать возможность «отдохнуть», «насладиться счастьем».

Понятно, что при такой «головоломной сутолоке» у нас не может не быть усталых, издёрганных, изношенных, отчаявшихся, отходящих, наконец — перебегающих в лагерь врагов. Неизбежные «издержки» революции. Основное состоит теперь в том, что молодёжи задают тон не нытики, а наши боевые комсомольцы, ядро нового, многочисленного племени большевиков — разрушителей капитализма, большевиков — строителей социализма, большевиков — освободителей всех угнетённых и порабощённых. В этом наша сила. В этом же залог нашей победы»(5).

В 1938 г. Гитлер провозгласил: «Этой молодёжи нечему учиться, кроме как, мыслить по-немецки, действовать по-немецки… С десяти лет вы принадлежите Юнгфольку, с четырнадцати Гитлерюгенду, затем партии и государственной службе. А после службы в армии мы сразу возьмём вас в СС и СА и так далее. В своей дальнейшей жизни вы уже никогда не будете предоставлены сами себе»(6).

В июне 1942 г. Гитлер так объяснял своему ближайшему окружению суть молодёжной политики национал-социалистского государства: «Но одного такого средства воспитания, как школа, недостаточно. Ибо в ней в первую очередь ставится целью достижение хорошей успеваемости подростков». Поэтому им был создан дополнительно Гитлерюгенд и выдвинут смелый лозунг о том, что «молодёжь должна руководить молодёжью». По его словам, он добился того, что «с ранних лет молодёжь начинали просеивать на предмет поисков тех, кто мог верховодить, то есть показал себя маленьким главарём».

«Наряду с той характеристикой, которую давал учитель и которая – так или иначе – ориентировалась на уровень знаний подростка, в Гитлерюгенде руководство также давало ему оценку, в которой решающее значение придавалось свойствам характера, то есть чувству товарищества, твёрдости, храбрости, мужеству и способности руководить своими сверстниками»(7).

Как говорится, любые аналогии хромают. Сравнительное исследование истории Комсомола и Гитлерюгенда показывает, что некоторое сходство между ними является весьма поверхностным. Практически все прочие союзы молодёжи тоже похожи друг на друга, ибо корни их всех растут из скаутов. Не случайно создатель скаутской организации лорд Р. Баден-Пауэлл в 1936 г. заявил, что скаутские принципы наиболее точно претворены в жизнь только в России и Германии.

Н.К. Крупская, член коллегии Наркомпроса и организатор РКСМ, была активным сторонником применения системы «скаутинг» в комсомольском строительстве. С этой целью осенью 1921 г. ей была написана брошюра «РКСМ и бойскаутизм». Тогда же на пленуме Государственного учёного совета (при Наркомпросе) был заслушан её доклад «О бойскаутизме»(8).

Но в отличие от Гитлерюгенда, в пионеры и комсомольцы никого и никогда поголовно не загоняли. Более того, в комсомольцы не всех принимали. А членство в Гитлерюгенде с 1939 г. становится обязательным без всякого исключения.

Многие у нас помнят своё пионерское детство. Каждый занимался, чем хотел. Кто-то спортом, кто-то моделизмом, кто-то и тем, и другим. А кто-то отбирал у октябрят мелочь. И все были пионерами. В принципе, если не считать необременительных сборов, заседаний дружин и прочего, полная свобода действий и самовыражения. В 1930-е гг. было почти также. Более того, всячески поощрялась и пропагандировалась позитивная самодеятельность – «Тимур и его команда» тому пример. И даже в 1930-е гг. молодой человек сам выбирал, чем ему заниматься.

Другое дело Гитлерюгенд. Это полностью военизированная система, где самодеятельность отдельного члена сведена к абсолютному минимуму.

Если пионерская организация и комсомол комплектовались относительно добровольно, то в гитлерюгенд призывали повесткой.

Член гитлерюгенда получал идентификационный номер, личный опознавательный жетон, удостоверение личности.

В гитлерюгенде была униформа военного типа со своими знаками различия и отличия, военное снаряжение – ранцы, фляги и хлебные сумки. Гитлерюгенд стал вооружённой организацией со своей патрульной и караульной службой, гауптвахтами и настоящей армейской субординацией. Причём, командиром данного уровня мог быть только старший по возрасту.

В целом, день члена гитлерюгенда был распланирован так, что свободного времени почти не оставалось вообще. Две трети времени уходило на физические занятия. Оставшаяся треть – школа, военная и техническая подготовка, ориентирование на местности и прочие прикладные занятия.

Естественно, что всё было пронизано политзанятиями и постоянной промывкой мозгов. Родителей такой подход вполне устраивал, так как дитя не болталось, где попало. Вне Гитлерюгенда ребёнок мог быть только в школе, входившей в ведомство Геббельса, и в семье.

Источник: klaipeda1945.org

By admin

Related Post

Leave a Reply