В Чечне продолжают бурно обсуждать «свадебную реформу» Рамзана Кадырова.
В чеченской столице прошло заседание экспертного клуба «Грозный» (действует под эгидой Центра современной кавказской политики – ЦСКП «Кавказ»). Модератором стал руководитель клуба, шеф-редактор интернет-редакции ЧГТРК «Грозный» Дмитрий Ефремов.
А сразу после «круглого стола» приехавшие из разных уголков Северного Кавказа эксперты приняли участие в записи телевизионного ток-шоу «Кавказская перспектива», автором-ведущим которого тоже является Дмитрий Ефремов.
Как изменился «Нохчий ловзар»
Формальный повод встретиться и поговорить – агрессивное наступление «Исламского государства» (или, как теперь говорят в Чечне с подачи Рамзана Кадырова, «Иблисского государства»). Точнее – каким образом можно ему противостоять.
Дмитрий Ефремов предложил такую идею для обсуждения: может ли пагубным лозунгам ИГ, которые основаны на идее создания глобального, наднационального халифата, противостоять консолидация на основе этнической идентичности? Ведь если идеологи террора предлагают стереть национальные и языковые (кроме религиозных, разумеется) границы, то вполне логичным кажется противопоставить им укрепление этих самых границ.
Неслучайно потому и встреча, и ток-шоу состоялись в преддверии Дня национального единства 4 ноября – праздника, который многими в российском обществе по-прежнему воспринимается крайне противоречиво.
Ну а формальная причина – это недавно выпущенная департаментом культуры мэрии Грозного директива №848 «Об утверждении общих правил чеченской свадьбы “Нохчий ловзар”».
Вкратце напомним их суть. Под строжайший запрет попали противоречащие чеченским адатам (традиционным устоям) признаки «западного» веселья на местных свадьбах. Это, в частности, танец невесты или разрезание ею свадебного торта, а также «вольные реплики и действия и различные неприличные телодвижения».
Кстати, еще в 2010 году Рамзан Кадыров запретил в Чечне умыкание невест, а в 2012 году – стрельбу на свадьбах. Начиная с прошлого года муллам республики запрещено регистрировать брак, если молодожены не представили справку о том, что они не ВИЧ-инфицированные. А недавно Кадыров запретил продавать в свадебных салонах республики открытые платья для невест.
Традиции как спасители цивилизации
С докладом по поводу кодекса «Нохчий ловзар» на «круглом столе» выступила проректор Чеченского государственного университета (ЧГУ), профессор Тамара Мазаева. Естественно, она полностью поддерживает решение республиканских властей.
«Традиции и обряды конструируют мир, обеспечивают его разнообразие. Именно традиция позволяет человеку не быть животным. Универсальная культура – это коллапс человеческой цивилизации: одинаковый мир существовать не может. Традиция – это наш дома, наша среда, наша семья. И сейчас есть реальные угрозы изменить наш общий кавказский дом. Потому честь и хвала властям нашей республики, что они обратили внимание на вымывание национальных традиций. Власть должна обеспечить сохранение традиций, цементирующих семью и народ», – убежденно говорила Тамара Мазаева.
По ее словам, у чеченцев исторически сложилось, что свадьба – это прежде всего праздник, чествование невесты. Сам смысл свадебного таинства связан с чествованием девушки, которая добровольно ушла из родного дома в чужой, чтобы разделить с мужем все будущие горести и радости. Поэтому отсутствие жениха на свадьбе – это один из столпов чеченской культуры, ее доминантная ценность. Которая, увы, за последние годы оказалась забыта.
Да и вообще многие традиции празднования чеченской свадьбы в постсоветские годы в основной массе молодежи забылись из-за наносных веяний – и светских, и католических. Отсюда, например, и такие абсолютно инородные для чеченского общества ритуалы, как разрезание торта невестой или бросание букета незамужним подружкам, говорит Мазаева.
Еще одна доминантная ценность чеченской культуры – это наличие тонкой грани в отношениях родственников (родителей и детей, супругов, братьев и сестер), переступать которую нельзя, поскольку она оберегает общество от вульгаризации социальных связей. Одно из проявлений их: молодой человек, который приводит в отчий дом любимую девушку, не может открыто выражать перед родителями свою радость.
Напомнила Тамара Мазаева и примеры других стран, где сохранение ценностной «сердцевины» культуры стало залогом выживания нации.
В 1945 году, после подписания позорного для Японии договора о капитуляции («Потсдамской декларации»), властям Страны восходящего солнца пришлось пойти на множество вынужденных уступок СССР и союзникам. И лишь на одну, под страхом уничтожения страны, японцы не согласились – упразднить институт императорства, как раз и составляющего «сердцевину» их культурного кода.
Как начальство скажет…
В поддержку «свадебных» запретов выступили на ток-шоу не только представители чеченских властей (что логично), но и приехавшие из других регионов Северного Кавказа эксперты.
Член ставропольского экспертного клуба, шеф-редактор радио «Победа.FM» Даниэль Аракелян считает, что чеченское общество за последнее время пережило слишком много «шоков» – две войны, период послевоенного восстановления и гражданского противостояния. И поэтому власти должны применять зачастую жесткие, административные меры для сохранения «цементирующих» традиций.
«Чеченцы сейчас проходят историческую веху складывания своей собственной нации. И сжавши кулаки, нужно сделать очень многое. Ну а уже дети и внуки будут пользоваться плодами того, что сделано сегодняшним поколением», – уверен Даниэль Аракелян.
О том, насколько пагубно влияет на современную этническую идентичность поп-культура, говорил и Дмитрий Ефремов. Он привел живой пример: на запись очередной его телепередачи пришел казачий народный ансамбль. Телеведущий предложил им спеть на камеру какую-нибудь народную песню. Ну казаки и предложили… «Родина моя» Вики Цыгановой. То есть поп-китч под видом традиций.
Этот пример вызвал бурную реакцию в зале.
Председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека при главе Чечни Тамерлан Алиев в подобном «смешении культур» ничего страшного не увидел. По его мнению, власти должны не запрещать, а, напротив, использовать и интегрировать элементы различных культур (в том числе массовых), создавая уникальный имиджевый продукт.
Вспомнил он, в частности, музыку Горана Бреговича, которая рисует для западного человека мир Балкан. Еще пример – это танец сиртаки, который сегодня является «визитной карточкой» Греции во всем мире и считается народным, хотя создан был в 1964 году специально для фильма «Грек Зорба» (с использованием черт традиционных народных плясок).
Зашла на ток-шоу речь и о том, что после введения в Чечне «свадебных» запретов в соседнем Дагестане стали массово появляться предложения отпраздновать свадьбы «как раньше» – с пальбой, алкоголем и яркими нарядами. На сайте администрации Кизляра даже появилось официальное объявление подобного содержания.
Резко осудил такое поведение муниципальных чиновников выступивший на ток-шоу первый замминистра печати и информации Республики Дагестан Зубайру Зубайруев. По его словам, такие заведомо провокационные предложения делаются «не от большого ума».
Впрочем, участники дискуссии так и не нашли однозначного ответа на главный вопрос: что же все-таки лучше – категорически запрещать те традиции и праздники, которые власть считает «неправильными», или, напротив, пропагандировать «правильные» обряды и устои – а общество самостоятельно выберет то, что ему по душе?
Хотя, признаться, странно, что мы в очередной раз оставляем за политиками право определять «правильное» и «неправильное». А граждане снова остаются в роли ведомых: как начальство скажет, так и будет…
Антон Чаблин
Источник: kavpolit.com