В третий раз в Москве с успехом прошёл фестиваль литовских фильмов.
Выступивший перед зрителями Генеральный директор Госфильмофонда Николай Бородачёв заверил всех, что литовские киноленты советских времён бережно хранятся в Госфильмофонде, и мы всегда, сказал он, готовы показать любую кинокартину. Обращаясь к собравшимся, кинокритик Евгений Марголит отметил, что, несмотря на определённые разногласия политиков наших стран, искусство всегда было выше политики. Это то, что сближает народы, и российский зритель рад познакомиться с современным литовским кинематографом.
Уютный и гостеприимный зал кинотеатра «Иллюзион» еле вмещал всех желающих как познакомиться с современным литовским кинематографом, так и вспомнить старые прекрасные литовские фильмы, снятые ещё во времена, когда Литва была в составе нашей общей страны, и ставшие ныне классикой.
Сегодня литовское кино обрело новое лицо, свой, присущий только этой стране, почерк. И московскому зрителю, интересующемуся кинематографом, представилась прекрасная возможность лучше узнать особенности литовского кино с его своеобразной эстетикой, познакомиться с замечательными литовскими режиссёрами.
Открывая «Дни литовского кино в Москве» Чрезвычайный и полномочный Посол Литовской республики в РФ Ремигиюс Мотузас заметил, что первый фестиваль, который проводился в Москве два года назад, был как бы «пробой пера», второй означал, что уже что-то получилось, но нужно было удостовериться в этом ещё раз. А третий подтвердил то, что литовское кино интересно российским зрителям, что есть на него спрос и желание смотреть его.
В день открытия фестиваля зрителям были показаны раритетная хроника оператора Йонаса К. Милюса «Литва в 1929 году», документальный фильм Робертаса Вербы «Мир мне представляется большой симфонией», рассказывающий о жизни и творчестве великого литовского художника, композитора, поэта и философа Микалоюса Чюрлёниса, 140-летний юбилей которого с большим успехом недавно отмечался культурной общественностью; также состоялся предпремьерный показ художественного фильма Альгимантаса Пуйпы «Сад Эдема». Фильм, снятый по одноимённому роману Янины Сурвилайте, рассказывает историю пожилых людей, живущих в элитном пансионате для престарелых. Здесь собрались сливки общества, вынужденные в силу сложившихся обстоятельств, провести последние дни своей жизни под присмотром сиделок и обслуживающего персонала. Зрители знакомятся с разными персонажами, населяющими этот пансионат, их судьбами, жизненной философией.
Картина начинается с того, что Линда Норкус (Виктория Куодите), оставшись вдовой, устраивается на работу в пансионат, где знакомится с его постояльцами, в том числе – с известным в прошлом психотерапевтом Бениамином Шальтисом (Юозас Будрайтис). Их частые беседы о «вечном», становятся квинтэссенцией фильма об одиночестве, о жизни, о смерти… И, несмотря на то, что в фильме часто встречаются сцены, вызывающие улыбку и даже смех, веселее от этого не становится. Это как бы смех сквозь слёзы. Фильм заканчивается двумя сценами: смертью психотерапевта и бракосочетанием «освободившегося от пут пансионата» полковника и его медсестры. Фильм заставляет зрителя задуматься о жизни, о бренности бытия, о человеческом достоинстве, о том, что нужно жить, радуясь каждому дню, бережно относиться друг к другу и делать добро.
Альгимантас Пуйпа по-прежнему остаётся приверженцем авторского кино, соединяющего в себе психологизм и тончайшую поэтизацию мира. Режиссёр признался зрителям после просмотра картины, что сначала он собирался снять легкий фильм с множеством шуток и просто смешных ситуаций, но, в итоге получилась, скорее, экзистенциальная драма, а не комедия, как задумывалось. А ещё главной целью режиссёра было – собрать прекрасных старых актёров, которые в настоящее время почти не снимаются, и дать им возможность блеснуть своим талантом.
В фильме играет целое созвездие таких актеров: Юозас Будрайтис, Виктория Куодите, Вайда Майнелите, Витаускас Паукште, Гражина Баландите, Видас Петкявичус, Алдона Йодкайте, Повилас Станкус, Повилас Гайдис и др. А замечательная музыка композитора Кипраса Машанаускаса добавляет картине особый шарм и определенное настроение.
Незабываемое впечатление оставляет современная философская драма молодого литовского режиссера Ричардаса Марцинкуса «По пути», рассказывающая о талантливом и некогда популярном, но ныне забытом певце Панкасе (Мантас Янкавичус). Алкоголь и наркотики привели его к нищете, и теперь он выступает в домах культуры маленьких литовских городков и деревень. После очередного концерта в опьянении он проводит ночь за кулисами, а утром открыв глаза, видит сидящую рядом маленькую девочку, которая говорит, что она его дочь. Эта встреча переворачивает всю его жизнь. Вместе они отправляются в дорогу, которая навсегда изменит их судьбы и заставит по-новому оценить жизнь…
Фильм убедительно раскрывает внутренний мир героя. Его размышления, поиски себя, в конечном итоге приводят к переосмыслению всей своей жизни и нравственному возрождению. Фильм удивительно трогательный, светлый и пронзительный, оставляющий героям надежду на счастливую жизнь…
Хочется особо отметить замечательный дуэт главных героев фильма, известного молодого актера и певца Мантаса Янкавичуса, с огромным темпераментом и харизмой сыгравшего роль певца, его нравственное возрождение, и совсем юной, обаятельной актрисы Джессики Виенажиндите, убедительно сыгравшей роль Герды.
На протяжении пяти дней зрителям было показано 10 художественных и 6 документальных фильмов, снятых в разные годы на Литовской киностудии, а также ретроспективная программа.
Помимо демонстрации лучших современных картин, зрители познакомились также с программой отреставрированных документальных фильмов видных литовских кинорежиссеров. С огромным удовольствием и ностальгией москвичи посмотрели ретроспективу с участием замечательного, всеми любимого актера Донатаса Баниониса, к большому сожалению, недавно ушедшего от нас. Были представлены такие фильмы, как «Гойя, или тяжкий пусть познания» Конрада Вольфа, «Бегство мистера Мак-Кинли» Михаила Швейцера, «Солярис» Андрея Тарковского, «Бетховен. Дни жизни» Хорста Земана, «Андрюс» Алгирдаса Араминаса, «Маленький принц» Арунаса Жебрюнаса и «Маленькие наши грехи» Генрикаса Шаблявичюса. Москвичи и гости столицы в полной мере могли насладиться великолепной игрой великого Мастера и с теплотой, с благодарностью почтить его память.
На фестивале в эти дни зрители имели возможность встретиться с некоторыми создателями фильмов, с молодой актрисой Айсте Диржюте, исполнившей одну из главных ролей в картине «Лето Сангайле», режиссёрами Альгимантасом Пуйпой и оператором Викторасом Радзявичюсом, пообщаться с ними.
Фестиваль литовских фильмов с успехом завершился в Москве и передал эстафету северной столице, Санкт-Петербургу, где он проходит в эти дни.
Фаина Зименкова
Источник: stoletie.ru