Решение НАТО, принятое 12 декабря 1979 года, о размещении в ФРГ американских ракет средней дальности «Першинг-2» вызвало серьезную озабоченность у советского руководства. И не потому, что ракеты «Першинг-2» могли угрожать Москве. Дальность в 1800 км не позволяла им достигнуть Москвы, но вполне обеспечивала поражение стратегических объектов в западных районах СССР.
Никто и не собирался угрожать Москве (в прямом смысле этого слова) ракетами «Першинг-2». Для этого давно уже были предназначены МБР и ракеты с ПЛАРБ. Ракеты «Першинг-2» предназначались для уничтожения развернутой в западных районах СССР группировки БРСД, в первую очередь РСД-10 «Пионер». Опасность ракет «Першинг-2» заключалась в очень малом подлетном времени (7-9 минут) до цели – наших пусковых установок, размещенных в западных районах страны, что не оставляло времени для своевременного принятия решения высшим руководством страны на применение ядерного оружия и передачу приказа на ответный пуск наших ракет. Задача РВСН всегда заключалась в том, чтобы успеть произвести пуск ракет до того, как ГЧ ракет противника свалятся на наши ПУ, то есть произвести ответно-встречный ракетно-ядерный удар по противнику. Или ответный удар с сохранившихся ПУ. Малое подлетное время – главная опасность таких ракет, в отличие от МБР, подлетное время которых составляет 30-35 минут, что позволяет своевременно принять решение на ответный удар. Причем, наши ракеты наносили удар не по ПУ противника – это уже не имело смысла, так как противник уже произвел пуск ракет, а по другим целям, обеспечивая неотвратимость ВОЗМЕЗДИЯ и нанесения невосполнимого ущерба противнику.
Размещение «Першингов-2» в Западной Европе представляло РЕАЛЬНУЮ опасность именно для нашей западной группировки РВСН, предназначенной для поражения целей в Западной Европе. Так что размещение «Першингов-2» в Европе диктовалось именно военными соображениями, а не только политическими, как считали и считают некоторые добровольные и штатные «эксперты», расплодившиеся за 25 лет либеральной контрреволюции и антисоветчины на пепелище нашей страны, хотя в этом присутствовал, наверное, еще один аспект. Как его назвать, я не знаю. В те годы за океаном разрабатывалась концепция «евростратегической ядерной войны», суть которой заключалась в том, чтобы ядерные удары по Советскому Союзу наносились бы не из США, а из Западной Европы, и, соответственно, в Вашингтоне считали, что ответные удары СССР наносил бы по странам НАТО, а не по территории США. Развертывание «Першингов-2» в Европе в рамках этой «евростратегической ядерной концепции», можно сказать, диктовалось еще и «шкурными» соображениями США.
Именно поэтому советское руководство пыталось не допустить размещения «Першингов-2» в Западной Европе, а не потому что Леонид Ильич испугался, что ГЧ «Першинга» упадет ему на голову. Тем более, что и оснований для такой боязни ни у Леонида Ильича, ни у жителей Москвы не было, даже если бы «Першинги» могли долететь до Москвы. Москву от «Першингов» надежно защищала ПРО и ПВО от прочих летательных аппаратов, включая КРНБ (только не надо про Руста). И важная часть ракетно-ядерных сил СССР (ракеты средней и малой дальности) полностью была уничтожена не потому, что американцы разместили «Першинги-2» в Европе, а потому что в Кремле разместился предатель.
«Эксперты», привычно марая советское прошлое времен Леонида Ильича, ничего не говорят о шагах советского руководства, которые были предприняты и которые планировалось предпринять в ответ на размещение «Першингов-2» в ФРГ. Они сами не воспринимали и не воспринимают и других пытаются убедить в несерьезности и неискренности заявлений советских руководителей о необходимости устранения ядерной угрозы Европе и предложений Советского Союза освободить Европу от ядерного оружия как средней дальности, так и тактического, называя их официозными заклинаниями и демагогией. Правда, демагогией и болтовней некоторые их этих «экспертов» называли и заявления американцев о прямой угрозе территории Западной Европы и их союзникам по НАТО. Действительно, по мнению экспертов, ну какая была бы разница, скажем, для Великобритании – быть выжженной двадцатью РСД «Пионер» или десятью МБР УР-100Н?
Конечно, разве могут современные «умники» воспринимать серьезно предложения руководителей СССР, это ведь была «Империя зла», не то что сейчас, и что бы не делал Советский Союз, какие бы предложения не выдвигал по ограничению гонки вооружений и смягчению международной обстановки все было НЕСЕРЬЕЗНО. Конечно, «умникам» трудно понять, что определяющим во всех предложениях СССР по ограничению стратегических вооружений было в первую очередь ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ Советского Союза. В этом русле и лежали советские предложения об ограничении ядерных вооружений в Европе. Наш главный стратегический противник с ракетно-ядерным оружием находился за океаном и нам было крайне важно обеспечить безъядерный статус Европы или хотя бы ограничить наличие ядерного оружия в Европе. Не надо забывать, что в Западной Европе еще до развертывания «Першингов» и КРНБ находилось более 850 носителей ядерного оружия средней дальности, в основном авиационных, способных доставить к целям 3000 ядерных зарядов. Да и европейцы, вряд ли, могли чувствовать себя спокойно, имея под боком нашу мощную группировку РВСН, нацеленную на Западную Европу. Вспомним американцев и их истеричную реакцию на появление наших БРСД у себя под боком. Они почему-то не считали, в отличие от «экспертов», что нет разницы от чего сгореть – от Р-12 с Кубы или от Р-7 или Р-16 из СССР. Это мы сейчас знаем, что не было у нас тогда нужного количества МБР, поэтому и пришлось везти БРСД Р-12 на Кубу, а они считали, не без воздействия своей пропаганды, что СССР, запустивший первый спутник, первым отправивший человека в космос, способен испепелить США со своей территории. И я не думаю, что для Великобритании, в отличие от наших умных «экспертов», было безразлично сколько Хиросим возникнет на ее территории – 10 от МБР УР-100Н или 20 от РСД-10 «Пионер». И потом неизвестно, еще сколько МБР мог позволить себе нацелить на Великобританию Советский Союз в то время, но, во всяком случае, не столько, сколько было нацелено БРСД. Учтем, что тогда, когда начались переговоры об ограничении ядерных вооружений в Европе, кроме развернутых 405 ПУ РСД-10 «Пионер», две трети из которых были нацелены на Западную Европу и Ближний Восток, а это 270 ПУ, причем, с тремя боевыми блоками индивидуального наведения на каждой ракете, на боевом дежурстве еще находилось несколько сотен ПУ БРСД Р-12 и Р-14, также нацеленных на Западную Европу с моноблочными ГЧ мощностью от 1 до 2,3 мгт соответственно. И чтобы было с Западной Европой, если бы вся эта мощь обрушилась на нее? Вот и оказывается, что «болтовня американцев о прямой угрозе территории западной Европы и их союзникам по НАТО» была не демагогией, а суровой правдой.
Ракетно-ядерное оружие это оружие СДЕРЖИВАНИЯ и неотвратимого ВОЗМЕЗДИЯ. Размещение ракет «Першинг-2» в Западной Европе, предназначенных для уничтожения наших ПУ, угрожало, во-первых, функции сдерживания и неотвратимости нашего возмездия, во-вторых, в случае применения неизбежно вызывало ядерную войну в Европе, на что собственно и расчитывали за океаном, с самыми трагическими последствиями для Европы, что совершенно не устраивало нас, какими бы кровожадными не считали советских руководителей тогдашние диссиденты-антисоветчики и современные либералы вместе с демшизой.
«Устранить ядерную угрозу Европе», — под таким заголовком в газете «Правда» от 6 октября 1981 г. у нас впервые появилось сообщение о том, в частности, что ещё осенью 1979 г. Советский Союз предложил приступить к переговорам об ограничении ядерных вооружений средней дальности в Европе, и что переговоры по этому вопросу начнутся в Женеве 30 ноября 1981 г.».
Обращаю внимание «умников», пытающегося бросить тень на Советское руководство и упрек за участие в переговорах по ограничению ядерных вооружений средней дальности в Европе, в результате которых якобы был уничтожен ракетный комплекс РСД-10 «Пионер», и всех читателей, что предложения об ограничении ядерных вооружений были выдвинуты советским руководством еще до развертывания «Першингов» и никаким образом не связывались с уничтожением комплекса РСД-10.
1980 год – Советский Союз перед началом переговоров предлагал объявить мораторий на размещение новых ядерных средств средней дальности и сам в одностороннем порядке ввел мораторий на их развертывание в европейской части СССР, несмотря на отказ США.
1981 год – СССР предложил снизить количество носителей ядерного оружия в Европе до 300 единиц у каждой стороны и запретить развертывание ядерных вооружений новых типов с взаимным контролем. США эти предложения не поддержали.
1982 год – СССР предлагает сократить количество своих ракет средней дальности и боевых блоков в Европе на них до уровня Великобритании и Франции вместе взятых.
1983 год – СССР дал согласие ликвидировать все свои сокращаемые в Европейской части страны ракеты средней дальности, а не перебазировать их на Восток, и вообще выразил готовность иметь в Европе не более 140 ПУ РСД, меньше, чем у Великобритании и Франции.
Заметим, что в наших предложениях нигде не говорилось о готовности ликвидировать все свои БРСД без исключения, развернутые как в Европейской, так и в Азиатской частях страны, что требовали американцы от нас взамен на свое обязательство не производить и не размещать в Западной Европе свои БРСД «Першинг-2» – так называемый «нулевой вариант», и что потом сделал Горбачев. Если бы не приход к власти Горбачева, события бы развивались совершенно по другому сценарию и не было бы повода для разных экзотических предложений по оснащению СТРАТЕГИЧЕСКИХ ракет, хоть и средней дальности, ГЧ в обычном снаряжении. Предложения, которые лишают наши ракетно-ядерные силы важнейшего свойства – СДЕРЖИВАНИЯ, на котором держался весь послевоенный мир, и превращают наши РВСН из гаранта нашей неприкосновенности в потешное войско.
В декабре 1983 года в ФРГ были развернуты первые 9 ПУ «Першинг-2» и 16 КРНБ в Англии. В ответ Советский Союз вышел из переговоров об ограничении стратегических и ядерных вооружений в Европе, отменил мораторий на развертывание ракет средней дальности в Европейской части страны, развернул дополнительное количество ядерных средств морского базирования, по договоренности с правительствами Чехословакии и ГДР в этих странах было размещено несколько десятков ПУ оперативно-тактического ПГРК «Темп-С». В дальнейшем планировалось в кратчайший срок создать ПГРК передового базирования «Скорость» и развернуть его в Чехословакии и ГДР для быстрого уничтожения при необходимости ПУ «Першинг-2» и КРНБ. Такой комплекс был создан и начал в 1987 году летные испытания, но завершить их уже не дали – наступили другие времена и новое мЫшление. А пока были еще старые времена и старое мышление, то готовилась операция по переброске в район Анадыря и размещению там РСД-10 «Пионер», которые бы угрожали северо-западным, западным штатам США, Аляске и Алеутским островам вместе со всеми РЛС, контролирующими северо-западное ракетоопасное направление, и базой атомных подводных лодок близ Сиэтла. Как писал Министр обороны СССР Устинов в «Правде», «американцы неизбежно почувствуют разницу между той ситуацией, которая существовала до размещения их ракет в Западной Европе и после». Понятно, что этот план не осуществился при Горбачеве, хотя мотострелковую дивизию, предназначенную для охраны позиционного района РСД-10, перебросить туда успели.
Я думаю, что если бы эти планы осуществились, то США пришлось бы убрать из ФРГ «Першинги-2» и из Англии КРНБ, а Советский Союз в ответ на это убрал бы РСД-10 с Чукотки и ПГРК «Скорость» из ГДР и Чехословакии, сохранив все свои 405 ПУ РСД-10 «Пионер», развернутых в Европе и Азии. Что касается ПУ Р-12 и Р-14, то они в любом случае подлежали ликвидации и часть из них была заменена ПУ РСД-10 в 1977-1980 гг, а другая часть просто ликвидировалась и к моменту подписания Договора по РСМД на боевом дежурстве находилось только 65 ПУ.
Советское руководство, выдвигая радикальные предложения по сокращению ядерных вооружений в Европе, был озабочено предотвращением ядерной войны в Европе в первую очередь, но, конечно же, действовало и прагматически, учитывая свои возможности и свои проблемы. Предлагая сократить количество ПУ БРСД в Европе, советское руководство учитывало тот факт, что БРСД Р-12 и Р-14 выработали все неоднократно продленные сроки и подлежали ликвидации или замене. Достигнув к этому времени ядерного паритета с США, СССР мог позволить сократить свои ракеты средней дальности в Европе, не снижая своих потенциальных возможностей, используя вместо них часть МБР.
Что касается Горбачева и его мотивов, то и с ним, и с его мотивами давно все ясно. Петля по нему давно плачет. Кстати, Горбачевым по личной просьбе президента США Рональда Рейгана был уничтожен лучший оперативно-тактический ракетный комплекс «Ока» с дальностью 450 км, который никоим образом не подходил под договор РСМД.
Сергей Ермолин
Источник: maxpark.com