Военкомат Чечни не испытывает недобора во время призыва: чтобы попасть в российскую армию, жители республики иногда скрывают болезни и травмы .
В Чечне начался ежегодный осенний призыв в российскую армию. В этом году чеченские призывники во второй раз отправятся служить в подразделения Южного военного округа, дислоцированные в частности в Крыму и Новороссийске. Об особенностях нынешней призывной кампании КАВПОЛИТу рассказал начальник отдела призыва военного комиссариата ЧР Султан Умаров.
Не больше 500 новобранцев
Призывная кампания в Чечне, как и во всех регионах России, началась 1 октября и продлится до конца года. За это время призывник будет обязан пройти медицинское освидетельствование и получить решение призывной комиссии.
– При призыве мы учитываем ряд факторов. В первую очередь нас интересует состояние здоровья новобранца. Но министерству обороны кроме здоровых ребят нужны еще и грамотные, которые могут управлять оборудованием, – рассказывает Султан Умаров. – Сегодня обороноспособность в нашей стране полностью меняется: модернизируются транспорт и оружие. Не можем же мы доверить военную установку неграмотному человеку.
Умаров подчеркивает, что в республике «достаточно призывных ресурсов», но разнарядка на этот год для Чечни составляет 500 человек.
– Эта цифра не может быть ни больше, ни меньше, – поясняет начальник отдела призыва. – Желающих служить у нас очень много, но если норма выполнена, мы уже не можем призвать их в этом году.
Откуда в СМИ появились совсем другие данные (о 774 призывниках), наш собеседник не знает.
– Нам бы и самим хотелось это узнать. Но еще раз повторюсь, больше заданной нам цифры мы в армию призвать не можем.
В комиссариат – со сбритыми волосами и бородой
Освобождение от воинской службы или отсрочка – только по веским основаниям: обучение на момент призыва, непригодность по состоянию здоровья, наличие двоих-троих детей или больного ребенка в возрасте до трех лет, а также если призывник является единственным кормильцем в семье.
– Льгота для призывника состоит в том, что по завершении воинской службы он получает военный билет, в котором написано «отслужил», – говорит Умаров. – Его сразу могут взять на госслужбу. А те, кто от армии увиливает, такого права не имеют. У них в военном билете черным по белому написано: «Воинскую службу не проходил. Веских оснований для освобождения от службы не имеет». Не знаю, как такие молодые люди потом собираются устраиваться в жизни.
По словам Султана Умарова, недобора в Чечне не может быть по определению: ребята рвутся служить, порой скрывая свои травмы.
– К нам в военный комиссариат приходят уже те, кто прошел медкомиссию в районном комиссариате, – сообщает представитель военкомата. – Были такие случаи, когда у призывника уже в части находили послеоперационные шрамы. Выяснялось, что он чуть ли не по кусочкам собран. Поэтому у нас есть требование: к нам в комиссариат приходить со сбритыми волосами и бородой.
Умаров уверяет, что сегодняшняя армия совсем не та, что в 90-ых, со страшилками про дедовщину. Условия у солдат гораздо лучше: их снабжают летней и зимней одеждой, дают паек на дорогу, открывают банковский счет с определенной денежной суммой и даже предоставляют сим-карту для свободного общения с родными и близкими.
– Мы уже дошли до того, что присваиваем звание рядового здесь на месте, чтобы в случае ЧП, произошедшего по пути в воинскую часть, у нашего призывника были льготы, – отмечает Умаров.
С прошлого года на каждого чеченского призывника составляется персональная электронная карта (ПЭК). Она является вторым паспортом, но данных содержит намного больше.
– Здесь вся информация о новобранце, – показывает представитель военкомата пластиковую белую карточку. – Здесь не только фото, дата и место рождения, регистрация, но и группа крови и информация о состоянии здоровья. Если призывник чем-то заболеет, это сразу же вносится в его ПЭК.
С нарушителями дисциплины беседуют «отцы»
Как и в прошлом году, чеченские призывники будут проходить службу в подразделениях Южного военного округа. Новобранцев стараются распределять в военные части, расположенные ближе к дому: Волгоградская и Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края. Отправляются они и на службу в ВМФ – в Крым и Новороссийск.
– В первый же год наши призывники оставили в этих частях положительное о себе впечатление, – отмечает Султан Умаров. – Многие родители уже получали благодарственные письма от командования, а новобранцам присваивались воинские звания и должности на местах служения. Некоторые даже планируют остаться служить там по контракту, а кто-то изъявляет желание дома заключить контракт.
Умаров добавляет, что первое служение в Крыму и Севастополе было пробным. Сейчас призывникам нужно подтвердить статус ответственных, смелых и умных ребят.
Однако случаи нарушений воинского устава и дисциплины все же бывали. Для борьбы с такими ситуациями при Совете старейшин Чечни с прошлого года существует «Комитет солдатских отцов».
– Он создан для того, чтобы призывник мог нормально адаптироваться к новой среде. Из 30 воинских частей наш комитет посетил 23 части. В некоторые воинские части ездили несколько раз, если возникали проблемы, – добавляет наш собеседник.
Как только военный комиссариат получает информацию о конфликте или нарушении дисциплины чеченским новобранцем, в часть отправляются члены комитета вместе с поручителями. Иногда для разрешения ситуации задействуют представителя главы республики в субъекте. С новобранцем проводят разъяснительную беседу.
Бывает и так, что одного разговора для нарушителя не хватает, тогда дело доходит до уголовного разбирательства.
– Чтобы таких случаев у нас было меньше, при призыве мы учитываем, из какой семьи призывник. Когда мы сообщаем родителям, что их сын попал в неприятную ситуацию, они в ответ говорят: «Разбирайтесь сами. Вы его забрали и вы за него несете ответственность!» Вот для таких ситуаций мы и создали «Комитет солдатских отцов», – добавляет Умаров. – Наши ребята представляют лицо нашей республики. Не хочется, чтобы о нас судили по нерадивым призывникам.
Седа Магомадова
Источник: kavpolit.com