К серьезным реформам, грозящим нынешней системе власти, Александр Лукашенко не готов. При том что его очевидно подталкивают к рыночным преобразованиям люди из окружения.
«Некоторые говорят: есть кредит доверия и надо провести непопулярные меры, причем очень быстро, читай — надо быстренько резать по живому», — признался оформивший себе недавно пятый срок президент Беларуси на совещании по актуальным вопросам развития страны 20 октября в Минске.
И тут же дал отповедь ретивым реформаторам: «Когда будете президентами, тогда будете резать. Я никого и ничего резать не намерен».
Ремейк советской риторики
Учитывая, что политическая конкуренция в стране убита, это «когда будете президентами» воспринимается как сугубо риторическая фигура. Похоже, пока Лукашенко жив и здоров, все принципиальные решения в государстве будет принимать он.
Да, он тоже видит, что ВВП и уровень жизни электората падают. Что-то надо делать. Приходится артикулировать даже неприятное на вкус слово «реформы».
Однако в Беларуси не будет реформ, направленных на ломку существующего порядка, подчеркнул президент на совещании. Установка такова: «Реформировать будем, совершенствуя то, что есть».
«Такая примерно риторика была в Советском Союзе», — отметил в комментарии для Naviny.by экономический эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко. Тогда тоже нельзя было сомневаться в самой модели, разрешалось говорить лишь о ее совершенствовании.
Апелляция к ручному управлению
Впрочем, на совещании 20 октября Лукашенко даже совершенствовать что-то конкретно не предложил. Он апеллировал к ржавому арсеналу административных методов.
Например, наращивать экспорт предлагается так: «…Расписать поштучно, если хотите, беру в кавычки, каждый трактор, автомобиль, каждый килограмм мяса и молока, определить, куда мы их будем поставлять, кто ответственный, и контроль ежеквартально, по некоторым позициям — ежемесячно».
Это не что иное, как перепев хрестоматийного наказа Лукашенко экспортерам — «продавать по чайной ложке». Но тут хоть ложками, хоть столовыми ножами вооружайся, а экспорт будет падать, если не предлагать конкурентоспособный товар.
Между тем правительству велено строго следить за ценообразованием, поскольку «те, кто потом работает с этим товаром, получают огромную массу незаработанных денег».
Да, и еще, разумеется, «в банках надо снять всякий жир вплоть до доведения конкретных показателей по зарплате и оплате труда».
Раскулачивание торгашей, банкиров и прочих «жирующих» — давний пунктик белорусского руководства.
«Административными мерами жирок, конечно, можно снять — с банкиров, IT-сектора, некоторых частных предприятий», — говорит Болточко. Таким образом можно отсрочить необходимость решения экономических проблем, обеспечить социальную стабильность на небольшой период. «Однако развития не будет», — подчеркивает собеседник Naviny.by.
Между тем, говорит эксперт, отечественной экономике следует не просто расти, а прибавлять более 5% в год, иначе мы будем отставать от темпов роста развивающихся стран.
Напомню, в истекающей пятилетке динамика белорусского ВВП выглядела так: 2011 год — 5,5%, 2012 — 1,7%, 2013 — 0,9%, 2014 — 1,6%. На этом рост закончился, за три квартала нынешнего года ВВП упал на 3,7%.
И хотя при кризисе сбыта на бывших флагманах социалистической индустрии процветает скрытая безработица, президент в фирменном суровом стиле предостерег от сокращения численности работников на крупных предприятиях: «Получите за это уголовную ответственность».
Страшно трогать систему
Снятие жирка со всяких буржуев, наручники для плохо понимающих «политику партии» — это и есть работа по-новому, к которой ритуально призвал президент?
Из того, что он перечислил, напрашивается, скорее, вывод, что в условиях кризиса ставка на ручное управление только усилится.
Высказывания Лукашенко на совещании идут вразрез даже с проектами правительственных документов на следующий год, «согласно которым в стране предусмотрены хоть какие-то структурные реформы», подчеркивает Болточко.
Аналитики давно разжевали, почему архитектор белорусского авторитарного режима так боится экономических преобразований, рекомендуемых и внешними кредиторами, и более прогрессивной частью окружения.
Эти трансформации чреваты снижением роли государства в экономике, ростом слоя бизнесменов, среднего класса, заинтересованных в расширении рамки свобод, независимом суде, медиарынке и т.д. К тому же структурные реформы могут заметно повысить безработицу, усилить социальное напряжение.
Все эти факторы в той или иной степени представляют угрозу авторитарной власти, основанной на жесткой зависимости населения от вертикали бюрократов и силовиков во главе с фактическим монархом.
Понятно, что хочется до конца удерживать этот бастион. К слову, на совещании Лукашенко дал понять, что на кадровую перетряску не настроен: «Правительство будущего пятилетия в основном и все органы власти сформированы до президентских выборов».
Действительно, зачем менять старую гвардию на каких-то «чикагских мальчиков», если задачи и методы прежние?
Но на какие-то преобразования идти придется. Иначе не дадут новых кредитов.
Российский «дозняк» лишь замедлит деградацию
Преобразования, к которым ситуация подталкивает Лукашенко, будут, «скорее всего, косметическими», заявил в комментарии для Naviny.by политический аналитик Юрий Дракохруст.
«Впрочем, это зависит от того, какие прогнозы развития экономики по тренду кладут на стол президенту, каковы прогнозы и шансы на получение внешнего финансирования. Если и одни, и другие прогнозы неблагоприятны, то более вероятны достаточно масштабные реформы», — прогнозирует аналитик.
Он поясняет: «Рыночная экономика просто дешевле обходится, к тому же она вполне сочетаема с авторитарной политической системой, что для Лукашенко есть обязательное условие любых экономических реформ».
Примером такого сочетания рынка с авторитаризмом собеседник Naviny.by называет Казахстан.
Действительно, Нурсултан Назарбаев в свое время пошел на ряд довольно решительных рыночных преобразований, создал комфортные условия для зарубежных инвесторов.
При этом, однако, чиновники греют руки на коррупционных схемах, всё в стране, по большому счету, схвачено. И результат Назарбаева на выборах в апреле был еще более «элегантен», чем у Лукашенко в октябре, — 97,75%.
Ну правда, чем не образец?
Ирония иронией, однако, по мнению Дракохруста, «модель Казахстана была бы, пожалуй, при всех издержках шагом вперед по сравнению с нынешней белорусской моделью», поскольку дает более широкие возможности для развития экономики.
Отмечу, что хотя по Казахстану и ударило падение цен на энергоресурсы, международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s прогнозирует, что прирост ВВП этой страны в 2015 году составит 1,5% и ускорится в последующие годы (до 5% в 2018-м). Прогнозируемая по итогам нынешнего года инфляция в 6,2% ниже белорусской (у нас уже за девять месяцев набежало 9,2%).
Впрочем, и Назарбаев вынужден говорить о кризисе. В этом плане провисли все партнеры по евразийской интеграции под эгидой Москвы.
К слову, долгие годы именно с Москвы прежде всего и снимал Лукашенко жирок в виде субсидий для поддержания квазисоциалистической «белорусской модели развития». Туда же он собирается и сейчас на переговоры с Владимиром Путиным.
Но в отсутствие реформ российский «дозняк» лишь замедлит деградацию Беларуси.
Источник: ru.delfi.lt