В сложной геополитической игре, которая разворачивается на пространстве “расширенного” Азиатско-Тихоокеанского региона, основное внимание уделяется субрегиону Восточной Азии, что совершенно справедливо. Однако уже давно отмечается тенденция по её распространению на субрегион, который включает в себя южную часть азиатского материка и ареал Индийского океана.
Здесь наметилась тенденция по формированию двух противостоящих друг другу тандемов, а именно японо-индийского и пакистано-китайского. При этом не вызывают сомнений предпочтения ведущего мирового игрока (США) относительно участников складывающегося в субрегионе Индийского океана стратегического противостояния.
В статьях НВО не раз обсуждались различные аспекты формирования первого тандема. Что касается второго, то важнейшим актом последнего времени по его оформлению стал государственный визит председателя КНР Си Цзиньпина в Пакистан, состоявшийся в апреле 2015 г.
Среди основных итогов этого визита выделяются два заключённых соглашения: о строительстве инфраструктурно-энергетического коридора стоимостью 46 млрд долл., который соединит порты Пакистана на побережье Аравийского моря с западными провинциями КНР, и о поставке пакистанским ВМС восемь дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ).
Второе соглашение завершило предварительные двусторонние переговоры, которые велись с 2011 г. на предмет закупки (первоначально шесть) китайских ДЭПЛ. В начале октября с.г. оно было окончательно оформлено в виде контракта. Сумма сделки оценивается в 4-5 млрд долл., что делает её крупнейшим контрактом КНР по поставке вооружений на международные рынки.
В Индии, где особое внимание обратили как раз на это второе соглашение, высказывается предположение, что Пакистану будут проданы новейшие китайские ДЭПЛ класса Yuan Tipe-041, которые оснащаются современными анаэробными двигательными установками, позволяющим подводным кораблям находиться под водой две-три недели. Основным вооружением ДЭПЛ Yuan Tipe-041 будут противокорабельные ракеты, а также современные торпеды.
Эти и другие доступные для оценки характеристики позволяют утверждать, что лодки данного класса являются эффективным средством борьбы за контроль над морским пространством.
Условием контракта предусматривается организация лицензионного производства этих кораблей на пакистанских верфях, на которых предполагается построить четыре лодки из восьми заказанных. Сообщается о возможности продолжения их строительства и после выполнения контракта.
Такой формат двустороннего военно-технического сотрудничества между Китаем и Пакистаном установился давно. До сих пор наиболее известным и масштабным его примером была совместная разработка истребителя JF-17 и организация его производства в прошлом десятилетии на заводах пакистанских авиастроительных кампаний. Причём по основным характеристикам JF-17, по крайней мере, не хуже индийского истребителя Tejas, который разрабатывался свыше 30 лет, а его серийное производство предполагалось начать только в этом году.
В свою очередь представляется примечательным, что в последнее время появляется информация о возможности поставки Японией индийским ВМС новейших ДЭПЛ класса Soryu.
Подобная перспектива может оказаться вполне реальной, если иметь в виду близкую к завершению сделку по организации в Индии производства японский летающих лодок US-2 “Shin Maywa”. Тем самым наряду с обсуждаемым пакистано-китайским контрактом могут обозначиться важные свидетельства того, что начинает приобретать материальные очертания упоминавшаяся выше тенденция по формированию в субрегионе Индийского океана двух конкурирующих тандемов.
В частности, реализация контракта на поставку пакистанским ВМС китайских ДЭПЛ станет испытанием степени реальности популярного в Индии мема “Индийский океан должен быть индийским” (то есть находиться под контролем индийских ВМС).
Он благосклонно оценивается в США, где в рамках стратегии “оффшорного балансирования” не прочь выставить Индию (совместно с Японией) на “передовые рубежи” стратегии сдерживания Китая. В данном случае в регионе Индийского океана.
Но этот мем уже испытывается на действенность наметившимся “силовым” проникновением в данный регион КНР, где категорически не согласны принимать во внимание заложенный в него смысл. И это несогласие принимает материальное подкрепление, в том числе, в виде упомянутой сделки с Пакистаном.
В настоящее время пакистанские ВМС располагают пятью устаревшими французскими ДЭПЛ Agosta, на частичную замену которых и придут новые китайские лодки. В строю индийских ВМС сейчас находятся 13 ДЭПЛ различных моделей, а также одна АПЛ Chakra (то есть арендованная у России АПЛ К-152 “Нерпа”).
Подводный флот Индии в настоящее время находится на стадии обновления, технологическую базу которого пока составляют французские ДЭПЛ класса Scorpene, строящиеся по лицензии на индийских верфях. Как выше отмечалось, к этому процессу может подключиться Япония со своей ДЭПЛ класса Soryu.
Однако обсуждаемый здесь контракт на поставку Пакистану новейших китайских ДЭПЛ, а также организация их лицензионного производства в этой стране позволяют предположить, что основные характеристики наметившегося процесса модернизации пакистанских ВМС могут иметь следствием резкое сокращение нынешнего уровня превосходства индийских ВМС над пакистанскими.
В частности, примечательным является заявление командующего ВМС Индии адмирала Робина Дхована, сделанное накануне визита Си Цзиньпина в Пакистан, о том, что в его ведомстве “внимательно наблюдают” за всем происходящим в Индийском океане.
Естественно, что сопоставление потенциалов ВМС неких стран не может быть сведено только к сравнению качественных и количественных характеристик располагаемых подводных лодок, и вообще – это предмет специального рассмотрении военными экспертами.
Здесь утверждается только одно: заключение контракта на поставку Пакистану китайских ДЭПЛ вполне вписывается в процесс обострения новой глобальной игры (не раз обсуждавшейся в НВО), основными участниками которой являются ведущие мировые державы.
В этом плане обращает на себя внимание статья в китайской Global Times под примечательным заголовком “Продажа подводных лодок не повод для опасений Индии”. И действительно, чего волноваться, когда регулярно проходят взаимные дружественные визиты разного уровня, с торговлей всё обстоит более или менее благополучно, и даже проводятся совместные военные учения.
Но уже отмечавшийся ранее талант иллюстратора к статьям этого китайского полуофициоза не подвёл и на этот раз. Процедура обсуждавшейся здесь пакистано-китайской сделки представлена в виде передачи с рук на руки симпатичной игрушечной подводной лодки над головой слона – символа Индии. Но взгляд слона “исподлобья-наверх” выглядит крайне невесело.
Наконец, всё изложенное выше даёт повод в очередной раз высказать заключение самого общего плана. Вопреки популярному тезису о “неконвенциональных вызовах человечеству”, исходящих из “муравейника” под названием “Большой Ближний Восток”, неприятности глобального масштаба подкрадываются из совсем других и достаточно “структурированных” районов мира. Причём вполне “конвенциональным” образом и, как всегда, относительно незаметно.
Владимир Терехов,
Источник: ru.journal-neo.org