В интервью телеканалу НТВ министр иностранных дел Сергей Лавров попенял болгарскому премьер-министру Бойко Борисову за его странную политику: отказываться от выгодных для себя проектов в интересах американцев. Бойко Борисов в ответ пролепетал что-то невнятное.
Нам бы, конечно, самим изменить отношение к Болгарии и больше никогда не рассчитывать на ее дружелюбие.
Лаврова удивило признание, сделанное болгарским премьером в его выступлении в Американской торговой палате:
«Когда появились проблемы с российскими проектами, мы действовали незамедлительно. Говорю вам так, потому что мы партнеры и приятели не только когда обедаем вместе, но и когда есть проблемы. Если что-то знаете, помогите нам, мы вместе – мы друзья. Остановили российские самолеты [имеется в виду отказ в предоставлении воздушного коридора для полетов в Сирию], остановили и три российских проекта. Если и после этого мы вам не партнеры, то тогда кто?»
Простодушие Бойко Борисова потрясает. Он всерьез думал, что за те жертвы, которая понесла Болгария после фактического разрыва экономических отношений с Россией, США щедро ей заплатят. Возможно, только теперь до Софии начинает доходить, что выполнять распоряжения Вашингтона – ее обязанность, а не добрая воля. А партнерские отношения со слугами невозможны в принципе.
То особое тепло к болгарским братушкам, которое мы впитали с молоком матери, в действительности мало на чем основано. Наоборот, участие этой страны в обеих мировых войнах во враждебных России коалициях говорит о том, что нас объединяет только православие, да и то условно. В современном мире общая вера не является достаточной основой для союзнических отношений.
Как впрочем это было и раньше. Рассказывают, что когда в XIX веке наши войска проходили по освобожденным болгарским деревням, солдатам, чтобы напиться, приходилось покупать воду у местных жителей. Болгары никогда не чувствовали благодарности за их освобождение – и не стоит их за это укорять. Нужно просто принять к сведению: они – такие. И не хотят быть нам ничем обязанными.
Сегодня они пытаются вспомнить, в какой империи им жилось лучше – в Османской, советской или нынешней европейско-американской. Сходятся в одном: в Евросоюзе хуже всего. А вот определенности в отношении к турецкому или советскому управлению так и не найдено.
Не факт, что все болгары поголовно с ностальгией вспоминают именно времена СССР. Но вот некоторое прозрение к ним все-таки приходит.
«С начала 2000-х Болгария жила как весёлая вдова после смерти богатого мужа, – говорит журналист Валерий Найденов. – Она распродаёт дома, земли, все имущество супруга и лет пять живет куда лучше прежнего. А потом бестолковая баба остается на бобах и просит милостыню на паперти. До2005 г. Болгария демонстрировала рост ВВП (учитывались любые сделки купли-продажи). То есть мы распродавали национальные активы, а в ВВП это отражалось как наш доход. Все были счастливы: ах, какие иностранные инвестиции!.. Власти уничтожили национальную экономическую науку, а все исследования по заказу правительства на деньги налогоплательщиков проводили прозападные НПО…»
Геополитическая роль Болгарии сегодня – ставить палки в колеса России. И больше ничего. Почему ей выдали такую роль? Да, очевидно, из-за ее фирменной черной неблагодарности. Других активов у нее уже, похоже, не осталось. Но все же изумляет ее феноменальная наивность: предав Россию в угоду США, она искренне недоумевает, почему Штаты в свою очередь ее предали? «Нас-то за что?!»
Но это позиция скорей не христиан, а христопродавцев.
Павел яяяшипилин
Источник: politobzor.net