Украинские ракетоносцы объявлены в розыск

By admin Oct 17, 2015

Два стратегических бомбардировщика ищут следователи киевской Генпрокуратуры Украина давно приобрела сомнительную славу своеобразной «черной дыры», в которой способно бесследно сгинуть все, что угодно. Но стратегические ракетоносцы там все же еще не пропадали. Однако именно их сегодня принялась разыскивать Генеральная прокуратура этой страны (ГПУ). Украинские следователи возбудили уголовное дело о продаже двух стратегических бомбардировщиков Ту-95МС, известных на Западе как «Медведи». Правда, самолеты эти много лет не летали, два десятка лет ждали своей участи на авиаремонтном заводе в Николаеве. Но сути дела это не меняет. Четырехмоторные гиганты исчезли. И никто не рассказывает — куда? И за какие деньги?

Сообщается, что ракетоносцы 1987 года выпуска, доставшиеся Киеву при разделе советского наследства, были проданы в период с 2013 по 2014 годы. То есть — в период президентства Виктора Януковича. ГПУ расценивает такую реализацию как незаконное отчуждение имущества Министерства обороны. Дело расследуется по статье 364 УК Украины — «злоупотребление властью или служебным положением».

Но пропали не только бомбардировщики. Вместе с самолетами следователи ищут их комплектующие, техническую документацию и другие документы, связанных с реализацией, осмотром, оценкой, ремонтом, разукомплектованием, хранением, оплатой услуг и транспортировкой указанных машин.

ГПУ уже получила разрешение суда на обыски помещений и площадок госконцерна «Укроборонпром», госпредприятия «Николаевский авиаремонтный завод „НАРП“», а также на доступ к документации, находящемся в Центре учета избыточного военного имущества Вооруженных сил Украины. В материалах следствия упомянуты документы о том, что самолеты переданы компании «Авто-Трейд Украина» и госпредприятию «НАРП» в 2013 и 2014 году. Компания «Авто-Трейд Украина была создана в 2010 году в Днепропетровске. Ее основатели — украинские граждане Александр Денисенко иИгорь Цыганков.

Как пишут СМИ, весной 2014 года на интернет-аукционе eBay внезапно появился дальний бомбардировщик Ту-95МС 1987 года выпуска. Начальная стоимость лота — три миллиона долларов. Согласно описанию, самолет находился на Украине и мог быть доставлен в любую страну мира, кроме Белоруссии, Хорватии, Венгрии, Латвии, Македонии, Черногории, России и еще 40 государств. Позже самолет пропал с торгов.

Отметим, что после подписания в 1992 году Лиссабонского протокола к Договору СНВ-1 Украина обязалась ликвидировать все оставшиеся на ее территории после распада СССР стратегические средства доставки ядерного оружия. Финансирование ликвидации в ту пору уже украинских тяжелых бомбардировщиков и стратегических ракет осуществляли США.

По состоянию на 1993 год на Украине оставалось 23 «стратега» Ту-95МС. «Медведи» стояли на вооружении 1006-го тяжёлого бомбардировочного авиаполка, базировавшегося на авиабазе Узин. Авиабаза прекратила существование в 1998 году после того, как правительство Украины приняло решение уничтожить Ту-95МС. Большая часть из «стратегов» пошла под «нож». В 1999—2000 годах в соответствии с межправительственным соглашением Украина передала России восемь Ту-160, три Ту-95МС и 581 крылатую ракету Х-55 в уплату долга за газ на сумму 285 млн. долларов.

По одному Ту-160 и Ту-95МС в качестве музейных экспонатов остались в Полтавском музее Дальней и стратегической авиации. Согласно официальным данным, оставшиеся два ракетоносца Ту-95МС (бортовые номера 31 и 95) были переоборудованы в самолёты-разведчики и поставлены на хранение возле НАРП (Николаевского авиаремонтного предприятия). Вот их-то теперь, выходит, кто-то и умыкнул.

Воровством и процветающей коррупцией на Украине, конечно, давно никого не удивишь, но масштабы махинаций в оборонной сфере там все же поражают воображение. Тем более, что на первых порах торговать было чем: военное наследие СССР сделало Украину одним из ведущих экспортеров оружия в мире. Так, с 2007 по 2011 год Украина продала вооружений на сумму более 2,4 миллиарда долларов. А по результатам 2012 года вообще заняла 4-е место в рейтинге мировых экспортеров оружия. При этом самостоятельно не производя почти ничего из стреляющего и взрывающегося добра. Учтем, что перечислены только официально оформленные контракты. А сколько «заработано» на контрабанде? К примеру, в 2004 году представители Украины бодро рапортовали, что из 31-го бомбардировщика Ту-22М3, базировавшихся на военных аэродромах в Полтаве и Николаеве, на американские деньги порезано 30 машин. Заодно уничтожено 225 крылатых ракет Х-22 к ним. В то же время тогдашний министр обороны Украины Евгений Марчук, разводя руками, признал, что его ведомство не может найти несколько сотен ракет, унаследованных с советских времен.

— Сегодня мы ищем несколько сотен ракет. Они уже сняты с вооружения, но их мы не можем найти, — сетовал Марчук. — Говорят, они утилизированы. Хорошо, утилизированы. Где результаты утилизации? В каждой такой ракете есть золото, серебро, платиновая группа металлов.

Отметим, что на Украине экспортом и импортом продукции и услуг военного и двойного назначения занимается госкомпания «Укрспецэкспорт» и ее дочерние предприятия. При этом у многих есть подозрения, что структура, через которую проходили и проходят почти все контракты с зарубежными покупателями, представляет собой одну сплошную коррупционную схему. К тому же еще и «засекреченную» из-за связей с ВПК.

Как уверяют независимые украинские журналисты, почти во всех «теневых» сделках «Укрспецэкспорта» были задействованы непосредственно руководители страны. Чего только стоит история с продажей Ираку в обход санкций ООН радарных комплексов «Кольчуга», способных на большом расстоянии обнаруживать летательные аппараты, в том числе и американские самолеты-невидимки нового образца? Как можно судить из скандальных записей, обнародованных бывшим майором госохраны Николаем Мельниченко, добро на эту сделку тогдашний председатель «Укрспецэкспорта» Валерий Малев получил напрямую от президента Леонида Кучмы.

Кстати, украинские СМИ тогда предположили, что именно контрабанда вооружений и стала причиной гибели Малева в загадочной автокатастрофе в 2002 году. Подозрительно расставались с жизнью и некоторые другие причастные к подобным сделкам украинские граждане. Странная череда смертей началась после того, как стартовало расследование продажи Китаю и Ирану стратегических крылатых ракет воздушного базирования Х-55, способных нести ядерный заряд — советского аналога знаменитых американских «Томагавков». Первым, как уже сказано, погиб Малев. В 2004-ом на Кипре, катаясь на квадроцикле, разбился австралийский посредник Хайдер Сарфраз. В том же месяце в ЮАР в своем автомобиле подорван украинский бизнесмен Сергей Петров. В 2007-м в Лукьяновском СИЗО задушен Олег Орлов. А в 2009 году в России скоропостижно скончалсяполковник Антон Суриков, принимавший активное участие в освещении прессой мирового рынка ракет Х-55.

Стоит сказать, что лишь нелегальной продажей крылатых ракет и «Кольчуг» Украина, судя по всему, никогда и не ограничивалась. Так, 8 ноября 2013 года европейские СМИ сообщили о задержании Береговой охраной Греции в Эгейском море судна «NOUR M», шедшего из украинского порта то ли в турецкий Искендерун, то ли в Сирию, то ли в Ливию. На борту — большая партия автоматов АК-47 — около 20 тысяч штук. По уточнению европейской прессы, документов на провоз оружия у экипажа не было.

26 сентября 2014 года бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенкообратилась в СБУ с просьбой расследовать факты продажи оружия «во время военных действий» и коррупции в Министерстве обороны Украины. Тимошенко заявляла, что из наличия МОУ за рубеж «за время военной агрессии против Украины было продано 35,9 тысячи автоматов АКМ, 1237 гранатометов, почти 5 тысяч авиационных ракет, 60 противотанковых ракетных комплексов „Фагот“, 10 БТРов, 23 беспилотника, 10 тысяч касок и два вертолета Ми-8».

В январе 2015 года появилась информация, что украинский разработчик межконтинентальных баллистических ракет (МБР) КБ «Южное» продал за рубеж документацию на малогабаритную жидкостную МБР «Копье», работы над которой велись с 1985 года для одноименного подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК).

Однако вернемся к стратегическим бомбардировщикам. Куда могли пропасть два Ту-95МС? И к чему было украинцам заранее проводить операцию по переоборудованию стратегических ракетоносцев в самолеты-разведчики? Что разведывать-то предполагалось при огромной дальности полета таких машин? Размеры Черного моря для них явно маловаты. А чтобы летать куда-нибудь подальше, пришлось бы преодолевать чужое воздушное пространство.

Уж очень сильно это смахивает на операцию прикрытия. Скажем, для будущей реализации «стратегов». Полностью или по частям. Уже совсем не как носителей ядерного оружия, что было бы чревато явными международными осложнениями.

Замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихинговорит, что скрыть перемещение таких самолетов довольно сложно — уж очень они большие. — На мой взгляд, Ту-95МС могли быть интересны Китаю. Но их отправку из Николаева должны были в других странах элементарно увидеть со спутников. Поэтому китайцы могли распилить машины на части и увезти к себе — они-то во всей технике могут найти для себя что-то интересное.

«СП»: — А Ирану или Пакистану, которые также наверняка интересны любые средства доставки ядерного оружия, могли быть интересны Ту-95МС?

— На мой взгляд, в этих странах все равно не осилят производство стратегических бомбардировщиков. Даже если получат такой самолет целиком.

«СП»: — На ваш взгляд, переделка бомбардировщиков в разведчики могла быть некой операцией прикрытия последующей продажи самолетов?

— Наличие этих самолетов на Украине противоречит СНВ-1. То есть — все они должны были быть уничтожены, кроме музейных образцов. Но переделывать бомбардировщики в разведчики — абсурд.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества», член Экспертного совета при председателе Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Виктор Мураховский считает, что, скорее всего, украинцы разобрали «стратегов» на запчасти. — Понятно, что бесследно такие самолеты не исчезают. Кроме России, Ту-95МС нет ни у кого. Другой стране они не нужны в принципе. Так что, скорее всего, украинцы потихонечку раздербанили их на запчасти. Двигатель, радиоэлектронное оборудование, шасси — все это в процессе эксплуатации подлежит наибольшему износу. А планеры могли сдать на металлолом.

Юрий Городненко о том, от каких иллюзий придется избавиться Украине Я не думаю, что руку приложили китайцы. Они развивают свое направление бомбардировщиков на базе советского Ту-16. В принципе, никаких особых технологических секретов в Ту-95МС нет. Эти машины хоть и производились до 1992 года, однако их конструкция создавалась еще в 50-е годы. Кроме того, в 2014 году сообщалось, что ГПУ расследует злоупотребления на оборонных заводах. Среди прочего, упоминался и Ту-95МС, стоявший в Николаеве. Тогда с его борта, демонтировали двигатель и использовали его части для восстановления другого агрегата, принадлежащего некой частной организации. Думаю. теперь растащили и то, что осталось.

Антон Мардасов

Источник: svpressa.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply