Один из кандидатов в парламент рассказал о предвыборной обстановке в Азербайджане.
О предвыборной агитации в Азербайджане, корректности работы азербайджанских СМИ накануне парламентских выборов, геополитических конструкциях и о многом другом КАВПОЛИТу рассказал политолог и основатель движения «Славяно-тюркское единение» Адгезл Мамемедов.
– Какая складывается в Азербайджане предвыборная обстановка?
– Такого накала и противоборства, как ожидали западные эксперты, к счастью, не происходит. Все проходит в рамках закона. Создаются все условия для претендентов, что они могли провести свою пропаганду среди населения, своих избирателей.
Но, конечно, возникают некоторые моменты. Я выдвигаюсь от 35- го третьего округа Хатаинского района города Баку. Народ меня знает, но мои оппоненты решили бороться со мной странным способом: не через дебаты, а срывая мои постеры и фотографии. Так что такие инциденты встречаются, но в целом все нормально.
– Какие именно партии ведут такую грязную игру: срывают плакаты, рвут фотографии?
– Я точно не могу говорить, какие партии это делают, но сейчас на моем избирательном округе выдвигается лидер социал-демократических партий Араз Ализаде. Он тоже участник этой предвыборной гонки. И еще есть у нас такая партия «Умид» (это переводится как «Надежда»). От нее выдвигается Игбал Агазаде – это действующий депутат нашего парламента. Так вот их люди как раз и делают такие вещи.
В целом, если сравнивать с предыдущими выборами, в этот раз ощущается некая пассивность предвыборного процесса. Но, думаю, скоро ситуация обострится. Сейчас только началась агитация кандидатов. Так что полагаю, что в скором времени активизация произойдет.
– Кандидаты за свой счет проводят всю предвыборную кампанию: агитацию, оплачивают прения на ТВ, или государство дает квоту?
– Лично я делаю все это делаю за свой счет. Про других не знаю, но по моей информации, они это тоже делают за свои деньги.
Потому что как таковой помощи со стороны ЦИК не было, несмотря на то что все кандидаты, которые уже зарегистрированы, открыли банковский счет.
– Имеют ли право кандидаты получать денежные переводы от своих избирателей?
– Досконально эти пункты я не знаю, этим занимается мой юрист… Но могу сказать, что в Азербайджане в последнее время менялся даже закон…
– Скажите, насколько дорого в этом году стать участником предвыборной гонки в парламент? Лично вы много платите?
– Да, это очень и очень дорогое удовольствие. Тебе приходится не только оплачивать свою пропаганду, но и платить людям, которые работают в твоем штабе. Также за свой счет можно взять время на телевидении для дебатов. Но, конечно, все это обходится, мягко говоря, недешево.
– В этой ситуации, когда кандидаты платят сами за себя, наверняка просматривается явный фаворит гонки. Например, провластная партия «Ени Азербайджан». У нее ведь фора?
– Что касается моего округа, тут ситуация несколько отличается от того, что происходит на других округах. Вот пример. В нашем округе представителем «Ени Азербайджан» является никому не известная молодая женщина. Общественность ее не знает.
– Но это по вашему округу, а если в целом брать по стране, у «Ени Азербайджан» ведь больше шансов на победу?
– Да, так и есть. Там есть такие представительные кандидаты, которые на самом деле очень известные и по своему масштабу, своему положению. Да, я думаю, что «Ени Азербайджан» в этот раз победит именно по численности своих депутатов.
– За последнее время наметилась тенденция: отношения между Азербайджаном и ЕС ухудшились. Много ли партий, участвующих в предвыборной гонке, взяли на вооружение антиевропейские лозунги? Или пророссийские лозунги? Многие ли пытаются использовать охлаждения отношений между Баку и Брюсселем в рамках своей кампании?
– Ответ на это будет неоднозначный, конечно. Я могу отвечать за свой участок. Мои оппоненты – лидеры партий, которые носят явно антироссийский характер. Одни делают антироссийские заявления. Лидер социал-демократической партии имеет тесные связи с европейскими фондами и институтами.
Но в целом в последнее время у нас появились силы, которые крайне негативно относятся к тем заявлениям, которые оглашаются и звучат в отношении Азербайджана со стороны ЕС.
– То есть несмотря на заявление Ильхама Алиева о необходимости пересмотра отношений между Баку и Брюсселем, некоторые партии сохраняют проевропейский тренд и, видимо, получают какое-то финансирование (в т.ч. на свою предвыборную кампанию) от европейцев. Я правильно вас понимаю?
– В Азербайджане есть такие политические силы, которые имеют очень тесные связи с европейскими фондами, которые их подпитывают. И, несмотря на заявление президента Азербайджана, все-таки они выступают с позиций, не соответствующих нашим национальным интересам.
Но в целом в нашем обществе происходит пертурбация мышления. Изменилось отношение к западному миру. Мы еще не были свидетелями того, чтобы в их поступках или заявлениях было что-то, что согласуется с национальными интересами Азербайджана. Они выступают сугубо в своих интересах: экономических, геополитических.
Азербайджан все-таки – это часть евразийского мира, и именно в этом направлении проводится наша предвыборная пропаганда. И, конечно, мы приветствуем заявление Ильхама Алиева в отношении пересмотра отношений с ЕС.
– Насколько сегодня азербайджанское общество открыто проевропейским тезисам, которые используются рядом партий в рамках предвыборной гонки? Ведь в последнее время власть многое делает для того, чтобы снять общественное сознание, скажем так, с иглы западничества.
– На этот вопрос можно ответить социологически. За последние 10 лет наблюдалась значительная миграция населения из Азербайджана в Европу. И те люди, у кого родственники живут в европейских странах, – они больше восприимчивы к проевропейским тезисам. Скажем так, через общение со своими мигрировавшими родственниками у них мышление европеизируется.
Есть и часть нашей политической элиты, которая имеет связи (в т.ч. экономические) в европейских странах.
Но в основном азербайджанский народ склонен сохранять свою национальную сущность, свои нравственные ценности, которые веками передавались из поколения в поколение. Это нравственная традиция. А в Европе за последнее время пропагандируются и поощряются однополые браки…
– В Европе давно уже лояльное отношение к однополым бракам. Но раньше это не мешало постсоветским странам сближаться с ЕС. Почему сейчас вдруг резко это стало камнем преткновения на пути к Европе?
– Все зависит от средств массовой информации. Если СМИ будут больше об этом писать и тыкать в это, то и общество будет больше погружаться в эту тему, чем, скажем, 10 лет назад.
Это ведь факт, что в последнее время эта тема муссируется на постсоветском пространстве и день и ночь. А это неприемлемо для азербайджанской семьи. Азербайджан, конечно, светское государство, но все-таки черты мусульманской традиции остаются, мировосприятие остается…
– Понятно. Но тем не менее Евросоюз экономически более устойчив, чем, например, Россия или Турция. Экономический аспект развивается в пропаганде проевропейских партий в Азербайджане?
– Раньше в странах постсоветского пространства европейские институты, фонды работали очень активно. Они занимались финансированием лояльных им на местах организаций. Они создавали круг своих друзей, повязывали их экономическим сотрудничеством.
Сформировалось новое космополитическое поколение, которое мы упустили из-под контроля. И у этого поколения сформировались другие ценности, другие идеалы. У них другой фундамент…
– То есть проевропейские партии делают ставку на азербайджанскую молодежь, а остальные – на зрелое поколение Азербайджана?
– Не сказал бы.
– Кому больше подыгрывает азербайджанская пресса? Проевропейским партиям или тем, кто взял на вооружение антиервопейский тренд? И в целом насколько корректно сейчас ведут себя азербайджанские СМИ? Есть ли заказные информационные выпады?
– Тут все неоднозначно. Есть средства массовой информации, которые связаны с конкретными партиями. Конечно, они будут пропагандировать интересы «своих» политиков.
– Можете привести конкретный пример партий и подчиненных им СМИ?
– Например, газета «Азадлыг» – «Свобода». Они себя позиционируют как независимая газета. Но все-таки они рассматривают ситуацию через призму интересов Народного фронта, отличающегося антироссийскими и антиинтеграционными настроениями.
И для них мои идеи, мои высказывания неприемлемы. Если бы у них была власть и сила, они бы задушили меня.
– Правильно ли я понимаю, что пресса пишет все-таки заказные материалы о предвыборной ситуации? Нет издания, которое бы объективно написало о происходящем?
– Нет, конечно, есть информационные сайты, газеты, которые очень объективно относятся к происходящему.
– Это провластные издания или частные?
– Если правильно выражаться, среди средств массовой информации есть те, которые объективно освещают происходящее. И конечно, есть независимые тоже, например, есть такой сайт «Ахар.аz», я там достаточно часто выступаю. Я не говорю, что если я там высупаю, то он точно объективный. Но он не выступает из чьих-то интересов.
– Против партии «Ени Азербайджан» используются методы срывания плакатов, уничтожения их листовок, выходят ли против этой партии критические статьи?
– Как и везде: и в России, и в Европе, у нас есть оппозиционные партии. И конечно, такие моменты у нас тоже происходят.
– Сколько сейчас зарегистрировано кандидатов на парламентских выборах?
– Точно не знаю, но больше 1000, если не ошибаюсь.
– Теледебаты уже проводились?
– Пока теледебаты не проводились. Но через информационные сайты проводятся, лично я так делал.
Через информационные сайты я выступаю против своих оппонентов. Критикую их. Недавно был на избирательном округе, писал, чтобы они выделили мне место для встреч с моими избирателями.
– На чем строится ритика ваших оппонентов?
– Меня критикуют за мою идею о славяно-тюркском единстве. Меня упрекают в том, что я якобы ратую за возрождение Советского Союза. Но я говорю лишь о разных геополитичсеких конструкциях, применимых к нашему региону.
Мы живем в евразийском пространстве. По численности, по географической распространенности основное население в этом регионе – славяне и тюркоязычные народы. И об этом я говорю.
Я не говорю о том, что нужно формировать какое-то новое государство, я говорю о том, что надо формировать новую геополитическую конструкцию. Не в противовес кому-то. Это новая геополитическая конструкция, новая площадка для взаимных проникновений.
– Вы поддерживаете идею вступления Азербайджана в ЕАЭС?
– Нет, я не выступаю за то, чтобы Азербайджан вступил в Евразийский союз. Я ратую за то, чтобы на столе у политических лидеров лежали разные варианты геополитических конструкций.
Азербайджану нужно взвесить и понять, что нам выгодно, а что – нет. Этими вещами занимается наше руководство. Я выступаю, как идеолог, как эксперт.
– По вашему экспертному мнению, Азербайджану выгодно вступление в ЕАЭС, пусть не сейчас, но в перспективе?
– Это очень глубокий вопрос, однозначно на него трудно ответить. Есть сдерживающие моменты. А есть выгодные аспекты для Азербайджана в контексте евразийской интеграции.
Моменты, которые сдерживают, – это, конечно, территориальный вопрос. Я полагаю, что евразийская площадка тоже является местом соприкосновения точек для разрешения этого вопроса.
– Ваша предвыборная кампания использует слово «евразийство», но вы даете понять избирателям, что это не имеет отношения к Евразийскому экономическому проекту? Вы разделяете пока эти два понятия?
– Я сторонник интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Моя идея – славяно-тюркское объединение в контексте евразийской интеграции.
– О сдерживающих факторах: если вы пройдете в парламент, вы готовы решать эти вопросы?
– Да.
– У вас есть какие-то наработки уже на этот счет?
– Конечно. И мы будем озвучивать свои идеи на этот счет на парламентских дебатах.
– Вы ожидаете поддержки из Москвы?
– Я только жду поддержку от своих избирателей.
Надана Фридрихсон
Источник: kavpolit.com