Бюджет — три процента

By admin Oct 11, 2015

Правительство в четверг одобрило проект бюджета на 2016 год. Теперь последняя возможность внести в него хоть какие-то изменения — внести правки на этапе рассмотрения Государственной Думой. Идеология документа, впрочем, вряд ли изменится, все главные параметры уже просчитаны.

Бюджет сверстан исходя из роста экономики на 0,7% в 2016 году и инфляции 6,4% и средней цены нефти Urals в 50 долларов за баррель, все это прописано в базовом варианте макропрогноза Минэкономразвития. Министр финансов Антон Силуанов, представляя бюджет, предостерег от слишком оптимистичных прогнозов: в условиях «повышенной неопределенности на рынках лучше ориентироваться на консервативный сценарий, на осторожный прогноз», уверен министр. Силуанов напомнил, что сейчас доллар стоит в районе 62 рублей. «Если брать сегодняшнюю ситуацию, переносить ее на следующий год, мы уже недополучим порядка 90 млрд рублей доходов», — подсчитал министр.

Правительство не согласилось с предложением Минфина сократить расходы на силовой блок — по сравнению с планом Минфина они увеличены на 165 млрд рублей. В том числе из-за этого дефицит бюджета прогнозируется на уровне 3% ВВП, а не 2,8%, как хотел бы министр финансов Антон Силуанов. Вице-премьер Игорь Шувалов специально отметил, что решение о дополнительных расходах на оборону никак не связано с кампанией в Сирии. Также на дефиците сказалось увеличение финансирования покупки жилья ветеранам Великой Отечественной войны, на это планируется потратить 10 млрд рублей.

Всего в 2016 году правительство планирует потратить 15,94 млрд рублей. В «Основных направлениях бюджетной политики» было подсчитано, что из-за снижения цены на нефть с 60 до 50 долларов за баррель бюджет теряет 900 млрд рублей, и Минфин планировал в связи с этим сократить расходы по крайней мере на 600 млрд, но вместо этого было решено увеличить доходы.

Дополнительные доходы правительство рассчитывает получить за счет сохранения, а не снижения, как ранее предполагалось, экспортной пошлины на нефть, увеличения ставок НДПИ для «Газпрома», повышения ставок утилизационного сбора на автомобили, а также увеличения с 75 до 90% доли прибыли Центрального банка, которую тот обязан перечислять в бюджет.

Экономия средств главным образом достигается за счет пониженной индексации страховых пенсий (всего на 4%, что ниже инфляции, хотя заложена возможность дополнительной индексации во втором полугодии), очередной заморозки пенсионных накоплений и урезания расходов на многие государственные программы.

В целом бюджет-2016 будет распределен следующим образом: 27,6% будет потрачено на социальную защиту, 19,2% уйдет на оборону, 15,9% на поддержку экономики, 12,7% на правоохранительные органы, 3,6% на образование, 3% на здравоохранение. 4,1% уйдет на обслуживание кредитов, 4,2% будет отправлено в виде трансфертов регионам и муниципалитетам.

В 2016, как и все последние годы, почти две трети бюджета уходят на силовые органы и социальные программы — именно эти два направления можно считать приоритетными для федерального правительства.

На заседании правительства сразу были объявлены и первые получатели бюджетных средств из антикризисных резервов — ими стали компании сельскохозяйственной отрасли, они получат 75 млрд рублей. Днем ранее премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с активом «Единой России» потребовал не снижать расходы на сельское хозяйство — сегодня он, как председатель правительства, смог исполнить это требование. Если бы не вливания из антикризисного фонда правительства, то на госпрограмму по развитию сельского хозяйства в 2016 году было бы потрачено 162,5 млрд рублей вместо 222,1 млрд в 2015, теперь же расходы по этой статье даже вырастут.

Всего в антикризисном фонде правительства, который предполагается потратить на поддержку различных отраслей экономики, должно быть 150 млрд рублей — то есть на сельское хозяйство уйдет половина. Формироваться фонд будет из переходящих остатков на счетах правительства в казначействе, остатков на счетах госкомпаний и госкорпораций, которым направлялись деньги для реализации определенных задач в 2015 году, а также за счет направления в него до 30% дополнительных ненефтегазовых доходов 2016 года.

Еще один фонд правительства будет образован из денег, которые изначально должны были пойти на пенсионные накопления граждан — в нем, как предполагается, должно быть накоплено 342,2 млрд рублей. Деньги из этого фонда будут распределяться только по специальном поручению президента или премьер-министра.

Еще правительство не забывает о существовании Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В них сейчас хранится более 9 млрд рублей, из них 2,2 млрд будут потрачены на покрытие дефицита бюджета, еще 500 млн зарезервировано для этих же целей на случай выпадения важных источников дохода.

Уже в пятницу заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко заявила, что все резервные фонды при текущих темпах их расходования будут исчерпаны уже в 2017-2018 гг.

«При таком дефиците бюджета, с ограниченными ресурсами его пополнения, когда внешних рынков у нас нет, внутренние рынки ограничены, и если пылесосить нашим дефицитом последние финансовые ресурсы, то говорить о развитии, инвестициях в частном секторе будет невозможно. Резервные фонды истощаются. Мы считаем, что при таких темпах траты резервных фондов, они могут завершиться. К 2017-2018 году мы исчерпаем те ресурсы, которые мы получали при высокой цене на нефть», — сказала, как передает ТАСС, Нестеренко.

В целом принятый правительством бюджет хоть и отражает происходящий в стране кризис, все-таки не так плох, как мог бы быть. Дефицит в 3% ВВП считается среди развитых стран вполне приемлемым — именно такой порог был в свое время установлен для стран, желающих присоединиться к зоне евро. Тем более, у России очень маленький внешний долг — а государству занимать деньги на европейских и американских рынках санкции ЕС и США не мешают.

Вдобавок ко всему Минфин готовится начать размещать свои займы среди населения — далеко не всем экономистам нравится эта идея, поскольку она предполагает перераспределение средств из частного сектора в государственный — но в условиях не слишком больших процентов по депозитам правительство таким образом может привлечь значительные суммы.

В конце концов, бюджет всегда можно поправить — российский парламент, как показывает практика, совершенно этому не противится. Хотя именно сейчас центр принятия решений может немного сдвинуться в сторону депутатов, в последние годы правительство могло довольно сильно менять бюджет по своему усмотрению, даже без консультаций с Думой, после отказа от практики принятия трехлетних бюджетов делать это совсем волюнтаристски будет сложнее.

Илья Карпюк

Источник: polit.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply