Борьба за небо над Сирией

Борьба за небо над Сирией

Как в Армении оценивают операцию российских ВКС в Сирии и спор из-за нее между Москвой и Вашингтоном .

Решение Совета Федерации об использовании российских ВКС в Сирии придает сирийскому конфликту конкретные очертания и преследует две основные тактические цели – защита армии президента Башара Асада и курдского ополчения от воздушных атак, а также поддержка лояльных Асаду сил с воздуха. В глобальном плане это лишь часть стратегии России, целью которой является в конечном итоге превращение в альтернативный центр силы.     

По мнению экспертов, российские войска в Сирии имеют все шансы на успех, поскольку сотрудничают как с региональными странами, так и с правительственными войсками и курдскими силами. В этом плане аналогии с вторжением советских войск в Афганистан неуместны.

В Багдаде уже создан информационный центр с участием России, Ирана, Ирака и Сирии. Таким образом, присутствие российских войск легитимизировано хотя бы сторонниками Асада в сирийском обществе, которых немало. 

В Армении оценили решение России направить свои ВКС на помощь правительственным войскам Асада в борьбе с террористической организацией «Исламское государство».    

Зонтик безопасности для Асада

Основная цель решения Кремля «раскрыть свои крылья» в небе над Сирией – оказывать поддержку президенту Башару Асаду, который является единственным надежным союзником Москвы на Ближнем Востоке, заявил КАВПОЛИТу директор Института востоковедения Национальной академии наук Армении Рубен Сафрастян.

Появление российской военных самолетов в сирийском небе, отмечает он, означает, что лояльные Асаду силы застрахованы от воздушных налетов сил коалиции под командованием США.

«Это логично. Туда, где появляется российские военные самолеты, не будут заходить силы коалиции. В противном случае будет иметь место стычка или жесткое противостояние между ними, что маловероятно сейчас», – сказал Сафарстян.

По его словам, в этом контексте встреча Путина с Обамой на полях юбилейной сессии Генассамблеи ООН продемонстрировала, что определенное взаимопонимание между Москвой и Вашингтоном в сирийском вопросе есть.  

С другой стороны, «руки» Кремля в борьбе против т.н. «Исламского государства», в отличие от США, свободны.

«США в каком-то плане содействовали появлению ИГ на территории Сирии и оказывали ему поддержку в борьбе против Асада, а теперь, когда данная организация вышла из-под контроля, Вашингтон решил наказать, но не разрушать его.

В этом плане США действуют против исламистов не так жестко, поскольку данная организация им еще пригодится. Россия не имеет никакого отношения к созданию ИГ, в связи с этим российские войска ведут открытую и довольно жесткую борьбу против него», – пояснил эксперт.

Помимо этого, Россия действует в Сирии не в одиночку. Она активно сотрудничает с войсками Башара Асада и силами Ирана.

– В случае Ирана не все так просто. В Сирии действуют и воюют против противников Асада не войска самого Ирана, а организация «Хезболла», которой оказывает поддержку Тегеран. В настоящее время это один им мощных сил в театре военных действий», – разъяснил Рубен Сафрастян.  

Конкретные очертания

Присутствие российских войск в Сирии, отмечает директор армянского научно-образовательного фонда «Нораванк» Гагик Арутюнян, легитимизировано на уровне глав государств, основных геополитических акторов, в первую очередь, США.

Действия коалиции во главе с США, которые не зафиксировали до сих пор заметного успеха, привели к тому, что мирные жители стали нуждаться в силе, действительно способной ликвидировать ИГ и вернуть регион в мирное русло жизни.

«До сих пор действия западной коалиции были лишены эффективности. Военное командование говорило одно, политики утверждали другое. Так, если Обама говорил, что для ликвидации ИГ потребуется три года, его военные твердили, что для этого нужно не менее десяти лет», – напомнил Арутюнян.  

Эксперты считают, что результативность борьбы российских войск против ИГ будет выше по сравнению с силами западной коалиции, поскольку у них есть точные целеуказатели на земле – это правительственные сирийские войска и курды.

Без наземных целеуказателей, отмечают военные эксперты, воздушные налеты авиации не могут быть эффективными.

«России остается надеяться, что США не начнут снабжать силы ИГ системами ПЗРК для того, чтобы сбивать российские военные самолеты. Так они поступили во время афганской войны и помогали моджахедам. США в 80-х вооружали моджахедов, но все мы знаем, что случилось потом. 11 сентября должно послужить уроком для Вашингтона, чтобы не повторять прежних ошибок», – отмечают военные эксперты.

Афганский сценарий исключен

Повторение «афганского сценария» для российских войск в Сирии эксперты исключают. «Россия лишь с воздуха поддерживает местные силы. Наземных операций она не будет осуществлять, а значит, с местным населением не будет иметь дела, чтобы вызвать какие-то негативные настроения среди них», – считают комментаторы.

«Афганистан 80-х и сегодняшняя ситуация в Сирии – это абсолютно разные вещи. Россия сегодня действует весьма корректно и точно. Важно также понимать, что Москва борется с исламистами не в одиночку, а в тесном сотрудничестве с Ираном, – отметил Гагик Арутюнян. – Речь идет о том, чтобы помочь Сирии и Ирану в избавлении от чудовища под названием ИГ».

По его словам, если и проводить какие-то исторические параллели, то можно сравнить сегодняшнюю ситуацию вокруг Сирии с обстановкой перед Второй мировой войной.

«Тогда западные державы во главе с Англией долгое время отказывались от того, чтобы вместе с СССР выступить единым фронтом против гитлеровской Германии. Однако впоследствии, как известно, они вынуждены были создать антигитлеровскую коалицию. США и их союзники столь же упорно отказывались от какого-либо взаимодействия с Москвой для борьбы с ИГ, но с активизацией российского присутствия в Сирии ситуация полностью меняется», – пояснил Арутюнян.

Всего лишь часть стратегии

Открытое участие России в сирийском конфликте востоковед Рубен Сафрастян считает лишь частью стратегии Москвы по становлению альтернативы западному доминированию.

«Данная стратегия начала проявляться еще в начале событий на Украине, когда Россия жестко отреагировала и отстояла свои интересы. Теперь РФ защищает свои интересы и позиции на Ближнем Востоке. Она создала новую ситуацию в регионе. Москва желает сформировать альтернативный центр силы. Удастся это или нет, пока неясно, но действия России, на мой взгляд, нацелены именно на это», – заключил Рубен Сафрастян. 

Аршалуйс Мгдесян

Источник: kavpolit.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий