Минфин потребовал от Роскосмоса значительно урезать бюджет. Федеральная целевая космическая программа до 2025 года должна быть сокращена с 2,4 триллионов рублей до 1,8 триллионов. Очевидно, ради экономии придется отказываться и от части космических программ. На какие же жертвы решится Роскосмос и что останется в числе приоритетов?
Космические исследования по всем опросам остаются областью, которой российские граждане гордятся больше всего и считают, что их надо всячески развивать. Имя Гагарина – национальный бренд. Кого еще из наших соотечественников английская королева приглашала на обед? В 1990-х годах космонавтика, как часть навязшей в зубах пропаганды, вызывала у значительной части населения неприятие. Но в 2000-х годах на волне подъема национальных ценностей, когда Россия вставала с колен, новый взлет амбиций был предопределен. Другой вопрос, удается ли удовлетворить эти амбиции или российская космонавтика вновь покроется идеологическим налетом.
Приходится с горечью признать, что уже несколько десятилетий отрасль топчется на месте и живет на старом багаже эпохи Сергея Королева. Новых идей нет, космические предприятия скатываются до уровня мастерских, где занимаются рутиной и “клепают табуретки”. Печально, что не видно политической воли, чтобы дать дорогу новым амбициозным проектам, которые соответствуют технологическому уровню российской космонавтики. А без покорения ранее неизведанных вершин космическая отрасль обречена не только на стагнацию, но и на вырождение.
Сделаю важное уточнение. Когда мы говорим о сокращении расходов, надо отдавать себе отчет в том, что ни одна отрасль в финансовом плане за последние годы не росла столь стремительно. 10 миллиардов рублей – таким был бюджет космонавтики в 2003 году. 180 миллиардов – в 2014 году. Рост в 18 раз! О таком внимании не могло мечтать гениальное поколение конструкторов эпохи Королева.
В начале века Россия по финансированию космонавтики уступала даже Индии, Канаде и Израилю. Сейчас – делит второе место с Европейским космическим агентством. Правда, неизвестны космические расходы Китая. Но в любом случае история космонавтики знает только один подобный пример, когда в 1960-е годы бюджет НАСА вырос в 68 раз. Но тогда Америка, уязвленная полетом Гагарина, отправилась на Луну. Чего добилась Россия, получив щедрый бюджет, рассмотреть очень трудно. ГЛОНАСС, который руководители отрасли выкладывают как главный козырь, никак не выйдет на проектную мощность, да и не производит впечатления революционного прорыва.
Пока крупные денежные вливания в космическую промышленность привели к череде столь же крупных коррупционных скандалов. Особенно отличился на этой ниве флагман отрасли – Центр имени Хруничева, пользовавшийся особым вниманием президента Ельцина. Такое впечатление, что щедрый бюджет – просто возвращение отрасли высокого статуса без высоких задач.
Рутина и отсутствие ярких задач отпугивают от космических предприятий романтическую часть молодежи, которая была бы готова смириться с невысокой зарплатой. Отрасль страдает от дефицита квалифицированных инженеров и рабочих. Отсюда слабый контроль, низкое качество и аварийность. Подготовка кадров деградировала. Возникла серьезная возрастная диспропорция: средний возраст в космической сфере (70 тысяч человек) составляет 43 года. Выделяются два пика: 40 процентов имеют возраст 60 лет и больше, 35 процентов – 30-35 и меньше. В отрасли практически не осталось специалистов среднего возраста (35-45 лет), которые обладают высокой трудоспособностью, квалификацией и опытом. По сравнению с СССР в два раза сократилось число специалистов с высшим образованием, в три раза – специалистов с научными степенями.
Но вернемся к финансам. Почему, если в условиях кризиса сокращаются все отрасли, космос должен быть исключением? Разве это священная корова? Под нож попали проекты, к которым еще не приступили, а начатые будут доведены до конца. Если изучить федеральную космическую программу, то напрашивается вывод, что она являет собой обширное собрание невнятных пожеланий предприятий, не подкрепленное общим планом. Если вынуть одно звено, сокрушительных потерь не будет.
Итак, отложен проект сверхтяжелой ракеты. Зачем она, если для нее нет полезной нагрузки? К тому же создается семейство ракет “Ангара”, хотя этот проект растянулся уже на десятилетия и стал рекордным космическим долгостроем. Но все-таки в 2015 году уже был пробный старт.
Отложена новая российская орбитальная станция, Международная космическая станция (МКС) проживет минимум до 2024 года. Заморожена разработка космического аппарата “Ликвидатор”, который должен был собирать мусор и небольшие метеороиды на орбите. Но это был экзотический проект. Большинство специалистов считают, что угроза от космического мусора мизерна по сравнению с затратами на создание робота-ликвидатора.
Подождет пока лучших времен и невнятная лунная программа, о которой восторженно говорило политическое руководство. Надо признать, что концепция освоения этого небесного тела у нас не проработана. Новых горизонтов после высадки на Луну американских астронавтов и советских автоматических станций предложенная программа не открывает. Кстати, США готовят миссию на Марс. Дело далекое, но это, без сомнения, будет прорыв. Технологический уровень российской космонавтики тоже позволяет замахнуться на Марс, но, похоже, мы встали на земной прикол.
Философия сокращений космической отрасли позволяет сделать вывод, что упор сделан на коммерческие задачи, где Россия объективно отстает от мирового уровня. В три раза – с 11 до 30 аппаратов – возрастет группировка для дистанционного зондирования Земли, где удовлетворяется лишь треть запросов, а будет – 70 процентов. Это направление способно приносить прибыль, которую пока обеспечивают лишь космические спутники связи.
По этой же логике будет существенно обновлена группировка телекоммуникационных спутников. За 10 лет их будет запущено 180 штук. Кстати, у России сейчас на орбите 140 аппаратов, у США – 400. Но значительная часть наших спутников устарела и находится в предынфарктном состоянии. Проблема – в низком качестве и коротком сроке жизни нашей техники.
Не пострадала МКС и научные программы, но это мизерная часть космического бюджета. Будет достроен многострадальный космодром “Восточный”, но, очевидно, инфраструктура всех трех российских космодромов будет заметно упрощена.
Денег не хватает всегда и все. Но я уверен, что одна из главных проблем российской космонавтики – отсутствие интереса частного бизнеса. Только государственные средства! Наши олигархи не записываются в космические туристы и не смотрят в сторону звездного неба. Видимо, они опасаются невесомости и предпочитают твердо стоять на земле. Полет им чужд.
В нашей стране был Гагарин. Но нет бизнесмена, подобного Илону Маску, который строит корабли, уже летающие к МКС.
Сергей Лесков
Источник: rosbalt.ru