Депутаты Госдумы в среду впервые за последние четыре года лицезрели министра финансов России Антона Силуанова на парламентской трибуне, где он выступил в рамках “правительственного часа”. До этого глава Минфина приезжал на Охотный ряд в основном для того, чтобы обсудить бюджетные вопросы.
На этот раз тема подготовки нового бюджета на 2016 год также стала главной в разговоре министра с депутатами. Однако не обошлось и без общей расстановки приоритетов в развитии страны, которая переживает уже порядком затянувшийся кризис из-за падения цен на нефть и западных санкций.
Депутаты вздрогнули, когда Силуанов сравнил нынешнюю экономическую ситуацию в России с 1986 годом — началом эпохи заката советской власти и последующего распада СССР. “Тогда цены на нефть тоже снизились в два раза, но путем массированных заимствований на внешних рынках СССР снизил шок”, — сказал глава Минфина.
В отличие от СССР, современная Россия находится под более жесткими санкциями и не может занимать деньги за границей. И в этом, с точки зрения Минфина, есть огромный плюс — долг страны снизился за последнее время до 500 млрд долларов. Решить нехватку денег в бюджете пока удается за счет резервных фондов. “Если бы не было резервов, пришлось бы урезать расходы бюджета на 20 процентов”, — признал министр (при формировании бюджета на 2015 год правительство, тем не менее, и так сократило расходы на 10 процентов).
В следующем году Минфин планирует взять часть резервных денег на покрытие дефицита федерального бюджета, который может возрасти до трех триллионов рублей. Несмотря на это, до 2018 года в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния (ФНБ) должно остаться не менее двух триллионов рублей, заметил министр.
Силуанов не стал обнадеживать депутатов, заявив, что низкие цены на нефть — это надолго, если не навсегда. По крайней мере, он усомнился в возвращении к отметке в 100 долларов за баррель, хотя и предложил направлять дополнительные доходы от продажи “черного золота” в резервы, если ее стоимость возьмет рубеж хотя бы в 50-60 долларов за баррель.
Стоит отметить, что Силуанов ни разу не прибег к критике работы своих коллег — прежде всего, руководителей Центробанка и Минэкономразвития. Более того, в происходящем он даже сумел найти некоторые признаки, указывающие на медленное выздоровление или, по крайней мере, стабилизацию российской экономики. Так, министр обратил внимание на “резкое замедление” оттока капитала из страны (он составит по итогам 2015 года около 80 млрд долларов) и снижение темпов инфляции, которая в третьем квартале составит всего 1,8 процента. При этом “обуздание инфляции” Силуанов объяснил, в том числе, бюджетной политикой, выразившейся наряду с сокращением социальных расходов также в отказе от индексации зарплат бюджетникам и оптимизации затрат на содержание госаппарата.
На ком будут экономить в 2016 году, окончательно пока не ясно. Хотя ранее в Минфине говорили, что бюджетные расходы должны быть сокращены почти на триллион рублей. Именно этот вопрос стал самым болезненным в общении министра с депутатами, которые в предвыборный год вовсе не заинтересованы в ударах по карманам избирателей.
На Охотном ряду опасаются, что правительство принесет в жертву бюджетной экономии, прежде всего, пенсионеров и представителей других социально незащищенных категорий. “Основной вопрос у людей — индексация пенсии и повышение пенсионного возраста. Какие планы?”, — спрашивали народные избранники.
В ответ Силуанов прямо сказал, что лично он выступает за скорейшее повышение пенсионного возраста и индексацию пенсий в 2016 году всего на четыре процента. Хотя в самом проекте бюджета уже заложили показатель в 5,5 процента, но по закону пенсии обязаны проиндексировать как минимум на 12,2 процента – на официальный уровень инфляции в 2015 году. Однако министр заявил, что один процент индексации пенсий обходится бюджету в 70 млрд рублей. Чтобы повысить их по закону, надо найти почти 800 млрд рублей. “Если проиндексируем пенсии в полном объеме, придется резать другие расходы — в образовании, здравоохранении и т.д. Снижение инфляции в последнем квартале очевидно, и в следующем году мы ожидаем, что инфляция составит 6-7%, не больше”, — сказал Силуанов, дав понять, что пенсионерам правительство предлагает дождаться лучших времен.
Министр также заявил, что пора сменить приоритеты и перестать искать точки роста в экономике потребления. Если же повысить зарплаты бюджетникам и чиновникам, а также пенсии, то тем самым в стране будет лишь раскручена инфляционная спираль, следовало из его выступления.
С таким подходом не могли согласиться многие депутаты. Они призвали правительство не экономить на людях, а повысить эффективность бюджетных расходов. “Незавершенное строительство достигло двух триллионов рублей. Средства вновь не осваиваются”, — возмутился депутат Госдумы от КПРФ Виктор Коломейцев. В “Справедливой России” призвали перестать вкладывать часть золотовалютных резервов страны в экономику США, которые “уже открыто планируют размещение ядерных арсеналов на территории Европы вблизи российских границ”.
В ЛДПР заметили, что правительство прощает или реструктуризирует долги бывшим друзьям по социалистическому лагерю или соседям по СНГ, в то время как российские регионы по уши увязли в кредитной кабале, в том числе у банков. Руководитель Счетной палаты Татьяна Голикова, выступая в Госдуме вслед за Силуановым, подтвердила, что долги регионов уже превысили отметку в два триллиона рублей и это представляет “серьезную угрозу для сбалансированности бюджетов субъектов РФ”.
На эти упреки глава Минфина так и не смог дать какого-либо внятного ответа, в итоге депутаты решили объяснить свою позицию наглядно. Так, коммунист Владимир Кашин вручил Силуанову книгу, в которой рассказывается о “коррупции в республике Марий Эл с использованием бюджетных средств”. А “эсер” Александр Тарнавский перешел на личности. “Надо думать о стратегии, а не о том, где урезать — ваши олигархи, которым вы в правительстве всегда любили давать деньги, решили построить новую яхту за полмиллиарда долларов, а вас за одну руку держит Кудрин за другую — Дворкович, за плечо — Улюкаев, а за другое — Набиуллина”, — сказал он, обращаясь к Силуанову.
Секвестр бюджета за счет пенсионеров депутаты назвали “настоящим преступлением”. Впрочем, в кулуарах парламентарии утверждают, что пенсионный возраст в России точно не повысят до 2018 года, то есть до завершения парламентских и президентских выборов.
Елена Земскова
Источник: rosbalt.ru